В поисках вдохновения я, по понятным причинам, часто обращаюсь к старинным предметам гардероба - как кукольным, так и человеческим.
Фото понравившихся образцов всегда сохраняю в свою "копилочку" на ноутбуке, и за несколько лет накопилось изрядное количество всякого-разного.
Поэтому я решила потихоньку публиковать подборки на разные темы - и для себя своеобразный архив, и кому-то может пригодиться.
Сегодня хочу показать обувные (и не только) творения гениального творца эпохи модерна - Erte.
"Май" 1990 г.
Erte - это творческий псевдоним Романа Петровича Тыртова (Санкт-Петербург 1892 - Париж 1990), художника, иллюстратора, графика, скульптора, модельера и сценографа, который на протяжении всей своей жизни работал в стиле
ар-деко.
Сегодня случайно увидела эти прекрасные театральные туфли авторства Erte. Честно скажу, сама бы такие носила с удовольствием.
Ниже "обувные" работы Erte, которые мне удалось найти в И-нете (фото увеличиваются по клику).
Кратко-кратко расскажу биографию Романа Петровича.
В 1912 году Роман Петрович эмигрировал в Париж. Свою карьеру он начал с работы корреспондента модного петербургского журнала "Дамские моды" и работы художника в модном доме "Каролина", откуда его уволили за "проф-непригодность" (ну, кто бы мог подумать!).
В 1913-1914 гг художник трудился в модном доме великого Поля Пуаре (Paul Poire, - король моды первой четверти XX века, который избавил дам от корсетов и произвёл настоящую революцию в мире моды; если интересно, почитайте книгу "Поль Пуаре: одевая эпоху"). Параллельно Erte сотрудничал как театральный художник с Матой Хари и театром "Ренессанс", где она выступала.
В 1914 году художник основал свой собственный модный дом, но, можно сказать, потерпел фиаско (чему немало поспособствовал бывший работодатель из-за одного скандала, связанного с авторским правом) и, скорей всего, Первая мировая война).
Erte в собственном костюме.
Erte сотрудничал с Дягелевым, различными театрами... Целых 22 года ( с 1915 г.) художник сотрудничал с журналом
"Harper`s Bazaar". Кроме того, он работал с журналами "Vogue", "Cosmopolitan", "Women`s Home Journal", "The Sketch" и другими подобными изданиями США, Англии и Франции.
В 1920-х художник работал с великой Анной Павловой.
С 1925 г. Erte начал сотрудничать с Голливудом (кинокомпанией «Metro-Goldwyn-Mayer») и эстрадой Америки и обрёл всемирную славу.
Между прочим, для культового фильма "Бен-Гур", снятого в 1959 г. в США кинокомпанией MGM (реж. Уильям Уайлер по одноимённому роману американского писателя Лью Уоллеса) костюмы создавал Erte! Фильм получил неслыханное по тем временам количество "Оскаров" - аж 11 штук! В 2016 году вышел ремейк одноимённого фильма, снятый режиссёром Тимуром Бекмамбетовым. Рекомендую к просмотру оба фильма. А почитать о костюмах "Бен-Гур"-59 рекомендую в
классной статье Ирины Жигмунд.
С 1960 г. Роман Петрович проявил себя как прекрасный скульптур. В конце 60-х стали выходить репродукции его работ, различные альбомы...
В 1976 году Мэтр был награждён французским Орденом Исскуств и литературы.
О личной жизни Мастера известно немного. Пишут, что он был из старинного дворянского рода, с малых лет увлекался балетом и рисованием. Отец был морским военным и не одобрял увлечений наследника. Именно по этой причине Роман Петрович начал свою карьеру под другим именем - Erte - первые буквы его имени и фамилии. Судя по всему Мэтр был хорошим сыном - в 1923 году он с большим трудом перевёз родителей из СССР во Францию и был похоронен рядом с ними. Тогда же отец признал, что сын поступил верно, когда покинул свою родину, и, думаю, признал и выбор профессии своего сына правильным.
Известно и то, что не смотря на трения, Erte считал своим учителем Поля Пуаре (а последний ничего не написал в своей книге об Erte).
До последнего дня русский дворянин Роман Петрович Тыртов, великий Erte, занимался любимым делом, одевался элегантно, выглядел энергичным, модным и стильным, был востребованным и обожаемым в мире моды и искусства. И по сей день он и его творчество остаются интересными.
Безусловно Erte был неординарным человеком: сфера его творческих амбиций и талантов распространялась не только на предметы гардероба, но так же на сами законы моды (он ввёл в моду асимметричное декольте; мужские костюмы из бархата, шёлка и парчи (т.е. ввёл эти материалы в мир мужской моды) и принтованную одежду - например, рубашки; стиль "унисекс"), предметы мебели и интерьера, ювелирные изделия, принты для тканей и игральных карт...
Ниже немножко работ Erte, кторые мне больше всего понравились (все фото кликабельны). Надо отметить, что все работы Мэтра неординарны, изысканны, роскошны, благородны и разнообразны. Сразу видно, что художник творил легко, муза его никогда не покидала, и имела безупречный вкус.
Кстати, сегодня я видела эту скульптуру на сайте одного акционного дома, которая выставлена с эстимэйтом в $2000-4000.
Rare Erte Bronze Statue Sculpture "Two Vamps"
"Платье мечты" 1948 г.
"Смокинг" 1985 г.
"Конец романа"
"Изумительная" 1980-е
"Директория" 1986 г.
"Девушка в восточном костюме" 1924 г.
"Marriage Dance (Love and Passion)" 1984
Бронзовая ваза "Тайны востока" 1990 г.
Зеркало
Дизайн бутылок
Благодарю за внимание. Надеюсь, вам было интересно. :)
Автор статьи Маргарита Черябкина @
Все фото взяты из сети Интернет.
Источники:
"Поль Пуаре: одевая эпоху"www.erte.ruСеть Интернет.