Оригинал взят у
tantelina в
Поющая Арнола Каждый год в Нойштадте под Кобургом проводится Международный кукольный фестиваль. В рамках этого фестиваля проходит и выставка авторских художественных кукол на соискание премии Макса Оскара Арнольда - почетного гражданина, предпринимателя и политика. В начале 20-го века он был одним из самых важных фигур в регионе Кобург. Для нас он интересен, в первую очередь, как кукольный фабрикант.
Макс Оскар Арнольд родился 29 марта 1854 года в Нойштадте. Он был вторым из одиннадцати детей в семье дамского портного Карла Арнольда и его жены Берты.
Макс учился ремеслу портного у своего отца, кроме этого посещал занятия по рисованию и скульптуре в промышленном коммерческом училище в Нойштадте.
8 декабря 1878 года он женился на Эмилии Дорн, дочери одного из преподавателей училища. Впоследствии Эмилия родила ему семерых сыновей и двух дочерей, самым известным из них стал четвертый ребенок, Карл Арнольд, известный художник-карикатурист (1883 - 1953). Здесь Карл изображен на рисунке Альберта Вайзгербера в 1906 году.
А на этой фотографии он вместе с отцом
На следующий же день после вступления в брак Макс Оскар организовывает собственный бизнес - вначале это шитье кукольной одежды..
Бизнес быстро развивается, и в 1884 году он имеет целую фабрику, на которой он уже выпускает кукол очень хорошего качества. Почти вся продукция идет на экспорт в США. На фотографии здание фабрики уже в настоящее время.
В течение двух десятилетий до начала Первой мировой войны его компания насчитывает до 1000 работников, он становится одним из наиболее важных работодателей в Нойштадте, городе с населением чуть более 9000 жителей в 1900 году.
В 1888 году Арнольд участвует во всемирной выставке в Мельбурне, Австралии, там его куклы завоевывают большой успех и золотую медаль выставки. Дальнейшие медали он привозит из Лондона в 1891 году за замечательные кукольные костюмы, в 1892 году из Кимберли, в 1893 году из Эрфурта и Чикаго .
Кукольный бизнес развивается так быстро и успешно, что одного фабричного здания становится мало. Арнольд приобретает земельный участок напротив городского вокзала и приступает к строительству нового фабричного комплекса. Это здание также сохранилось, и так оно выглядит сегодня.
Очарованный кукольными автоматами Арнольд пытается найти собственный способ, чтобы вдохнуть «жизнь» в куклу. В период с 1903 по 1906 годы он конструирует несколько механических кукол, ходящих на колесиках, поворачивающих голову при движении, произносящих «мама» и «папа».
А так выглядел рисунок для патента, на нем видно, что механика подобных кукол была довольно сложной
Но особенно значимым был для Арнольда 1906 год. Именно в этом году он защищает патентами DRGM 191962, DRGM 296047, DRGM 314541, DRGM 325051 свои изобретения куклы, в корпусе которой находится фонографический механизм, а в голове отверстия для выхода звука.
Для того, чтобы наладить производство таких дорогостоящих кукол, необходимо было достаточное количество средств, которых не было у Арнольда. Еще два года уходит у него на поиски спонсоров для финансовой поддержки проекта. Одним из них стал банкир Георг фон Сименс.
Лишь в феврале 1909 года в регистре торговой палаты города Нойштадт появляется запись о регистрации GmbH - общества с ограниченной ответственностью (юр.форма предпринимательства). Базовый капитал составил 150 000 немецких марок. Руководителем фирмы стал сам Макс Оскар Арнольд, бухгалтером Август Гоммель, редактором Макс Риттер, оба из Мюнхена.
Можно было приступать к выпуску продукции - поющей и говорящей куклы Арнолы.
Как устроен механизм этой чудо-куклы, видно на картинке.
В отверстие на боку куклы вставлялись „Excelsior“-ролики - звуковые катушки, их можно было легко менять.
Звуковая воронка направляла звук через отверстие в шее прямо в голову куклы.
Казалось, что звук идет прямо из открытого рта куклы.
В журнале „Wegweiser“ ( „Путеводитель“) так писали о поющей и говорящей Арноле : „ Новинкой в области кукол класса люкс, являющихся идеалом для всего детского мира, стала говорящая и поющая кукла, названная по имени ее изобретателя Арнолой“. В те времена это была сенсация. Эта картинка из каталога фабрики 1912 года.
Кукла была не только интересной, но и развивающей игрушкой. Она могла петь, молиться и разговаривать на трех языках: немецком, английском и французском.
В ее репертуаре были такие известные детские песенки, как „Der Mai ist gekommen“ („Наступил май“), „10 kleine Negerlein“ („10 маленьких негритят“), „Kittens und Babies“ („Котята и ребята“), „La Poupée “ („Кукла“), „Chanson de petit Noel“(„Маленькая рождественская песенка“) и другие.
Звуковые ролики изготавливал старший сын Арнольда Эрнст на своей маленькой фабрике. Ролики можно было докупать к уже имеющимся.
На голове Арнолы имеется маркировка «54/14». Головы для этих кукол отливались на фабрике Армана Марселя в Кёппельсдорфе и на фабрике братьев Кюнленц в Кронахе.
Небольшие усовершенствования модели «Арнола» привели к изменению промышленного имени, следующая модель стала называться «Арнольдия». Но выпускаться продолжали обе куклы, в каталогах фабрики за одни и те же годы встречаются оба имени, и Арнола, и Арнольдия.
Согласно тексту каталога за 1914 год, кукла-фонограф выпускалась в 6 размерах, от 50 до 82 см. Внешнее исполнение тоже было шести видов, от самой дешевой до самой дорогой. В зависимости от вида тканей, из которых изготавливалась одежда куклы, цена менялась от 45 марок (тонкая белая ажурная рубашечка-хемиза вместо платья, украшенная кружевом и широким шелковым бантом, кожаные туфельки, чулочки, шелковая ленточка в волосах) до 90 марок (платье из тонкого цветного шелкового батиста со швейцарской вышивкой, пальто из тонкого льна на атласной подкладке, богато украшенное тонким кружевом и шелковыми лентами, модная шляпка с цветами и шелковыми бантиками, батистовое белье с кружевами, мягкие кожаные туфельки и шелковые чулочки.) В эту цену были включены лишь 2 звуковые катушки, остальные можно было при желании докупать.
Сегодня куклы-Арнолы являются мечтой многих коллекционеров, они чрезвычайно редкие.
Конечно, на фабрике выпускались не только куклы-фонографы, но и обычные. Например, модель 200 для американского торгового дома Welsh & Co.
Большой промышленный успех фабрики Макса Арнольда прервала война. Вообще, 1914 год, согласно архивам отчетов торгово-промышленной палаты Кобурга, мог бы стать рекордным годом для фабрикантов, занятых в игрушечной промышленности. Было заключено огромное количество договоров на поставки продукции в Великобританию, США и Южную Америку. Но сбыться этому было не суждено.
После Первой мировой войны кукольная промышленность в Германии начала угасать. В 1919 году Арнольду удалось купить фарфоровую фабрику Кноха в Нойштадте, но выпускал он уже не кукол, а технический фарфор для электропромышленности. В 1925 году на заводе все еще работало более 900 человек. Но в 1927 году на заводе случился крупный пожар. Последствия пожара, отсутствие банковского кредитования, мировой экономический кризис привели к тому, что 12 октября 1928 года завод закрылся.
Чтобы расплатиться с долгами, Макс Оскар Арнольд и его сын Эрнст были вынуждены передать все свои личные активы и имущество Баварскому банку. Последние 10 лет Макс Оскар Арнольд жил в полной нищете и уединении до его смерти в 1938 году. Так печально закончилась судьба талантливого кукольного фабриканта. В его родном городе Нойштадте его именем названы гимназия и площадь, на которой установлен ему памятник .
А с 1995 года учреждена художественная премия МОА на лучшие авторские куклы в рамках Международного фестиваля в Нойштадте под Кобургом.