.
автор Александр Роднянский продюсер https://echo.msk.ru/blog/rodnyansky_a/2117998-echo/ Опубликую и я свою личную версию списка лучших фильмов года. В произвольном порядке. ДЮНКЕРК Кристофера Нолана. Несмотря на масштаб постановки, этот фильм нельзя причислить к жанру военных блокбастеров. Это радикальный авторский фильм, практически без диалогов, свободно управляющий временем действия, меняющий точки зрения (земля, вода, воздух), сопровождаемый беспрерывным тиканьем часов и выдающейся музыкой Ханса Циммера. Получилась не героическая сага о победе и преодолении, а поэма о лихорадочной борьбе за выживание. О судьбе.
ФОКСТРОТ израильского режиссёра Шмуэля Маоза. Тоже фильм о судьбе. И ещё в большой степени - о случайности. Три новеллы об израильской семье - в первой родители узнают о гибели сына в армии, во второй - мы видим сына, мающегося бездельем на пограничном посту где-то в пустыне, и в третьей новелле уже разведённые родители вновь сходятся. В центре фильма - взаимоотношения детей и родителей, виноватых друг перед другом и вынужденных расплатиться за эту вину кровью. ФОКСТРОТ - трагикомедия о прощении и беспощадности, любви и возмездии. Фильм том, что трагическая судьба - это танец, который надо довести до конца.
ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ. Фильм автора любимого в России “ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ» Мартина Макдонаха. Героиня «Трех билбордов…» немолодая, крепкая Милдред (готов спорить, что эта роль принесёт Оскар Фрэнсис Макдорманд) не может смириться с гибелью дочери, сперва изнасилованной, а затем убитой неизвестными. Местный шериф завел дело несколько месяцев назад, но тесты ДНК преступника ни с чьими данными не совпали, дело затормозилось. Милдред решает действовать сама - она арендует три заброшенных билборда неподалеку от места преступления и размещает на них обвинение в адрес местной полиции. Дорога эта заброшенная, никто по ней толком не ездит, но билборды замечают... Этот фильм сделан выдающимся театральным драматургом и это чувствуется - лучшего сценария я, пожалуй, не припомню за долгие годы. Роль Сэма Рокуэлла может принести ему номинацию на Оскар. Питер Динклейдж, Вуди Харрелсон, Лукас Хеджес - превосходны. После этой картины Макдонах стал вровень с классиками - Тарантино и Коэнами.
Продолжаю свой список лучших фильмов года.
О ТЕЛЕ И ДУШЕ. Фильм 61-летней венгерки Ильдико Энеди неожиданно победил на Берлинском фестивале. Главные герои - немолодой уже одинокий мужчина и молчаливая блондинка работают на мясокомбинате. Между ними нет ничего общего, кроме снов, но они об этом не подозревают. Действие фильма разворачивается на скотобойне, но иногда оно переносится в реальность сновидений, в которой по лесу свободно бродят олени. Олени во сне героев фильма свободны, а другие животные наяву становятся жертвами на заводском конвейере... Несмотря на очевидность главной темы (любовь и смерть), фильм воспринимается как глоток свежего воздуха.
ФОРМА ВОДЫ. Гильермо дель Торо остаётся визионером и идеалистом. И по-прежнему он влюблён в чудовищ. Неслучайно в его фильмах, несмотря на наличие призраков, вампиров и самого дьявола, самые страшные персонажи всегда люди, а главный враг - человеческие предрассудки. Вот и в «Форме воды» работающий на ЦРУ начала 60-х годов персонаж Майкла Шеннона - хладнокровный садист. А уборщица, немая Элайза ( Салли Хоукинс, которой я в составе Берлинского жюри дал приз за роль в «Беззаботной» Майка Ли), сама выбирает не сильного мужчину, а беспомощного пленника-амфибию. Амфибия - идеальная жертва в тоталитарном мире. На него охотятся все - и американские цээрушники, и советские кагэбэшники. Помогают ему такие же изгои, как и он сам. Этот фильм - художественный протест против принятого порядка вещей.
НАЗОВИ МЕНЯ СВОИМ ИМЕНЕМ итальянца Луки Гуаданиньо. Профессорский сынок семнадцатилетний Элио проводит лето на семейной вилле в Италии. Купание в море, чтение, флирт с подругой и классическая музыка. Но безмятежный отдых прерывает приезд молодого мужчины, ассистента отца Элио... Магия этого фильма в атмосфере, в разлитом в воздухе пьянящем чувстве. Солнце, взгляды, пение цикад и...персики.. Тимоти Шаламе (сам профессорский сын) - актёрское открытие этого года. Если вы не гомофоб и не ханжа, этот фильм доставит вам наслаждение. В нем нет откровенных сцен, нет ничего, что может смутить вашу нравственность, есть только удивительно тонкое размышление о первом чувстве.