'
Олег Видов: "Не сбеги я в Америку, в СССР меня давно бы похоронили"
автор Дмитрий Быков писатель, поэт, журналист В минувшую субботу, 20 мая, советского и американского актера Олега Видова похоронили в США на мемориальном кладбище «Голливуд навсегда». Он ушел на 74-м году жизни после тяжелой онкологической болезни.
В Америке на смерть Олега Видова откликнулись скупо: с большой статьей выступил только Hollywood Reporter, отметивший, что в СССР он был звездой кассового кино, а в Штатах сыграл две заметные роли: в «Красной жаре» со Шварценеггером и в «Дикой орхидее» с Рурком. Отмечено также, что фильмы его оставались в советском прокате - с вырезанным из титров именем актера, а после перестройки он охотно приезжал на родину и даже появился к 70-летию в программе Андрея Малахова «Пусть говорят».
Что про его уход написали американцы
New York Times скупо, но уважительно сообщила, что в Голливуде Видова называли «советским Робертом Редфордом», что на ковбойский фильм «Всадник без головы» было продано в 1973 году 300 миллионов билетов (то есть, удивимся от себя лично, получается, что все население СССР, включая младенцев, посмотрело картину почти по полтора раза) и что постановщик «Красной жары» Уолтер Хилл категорически не желал давать Видову роль плохого парня, советского наркоторговца. «Камера не желает верить, что ты отрицательный персонаж», - говорил он артисту, но тот настаивал: «Я хочу работать с Арнольдом». Перед смертью, сообщила его жена, он с семьей пересматривал «Тринадцать дней» - политический триллер 2000 года о кубинском кризисе, где он снялся в роли советского представителя при ООН (после съемок этого эпизода все на площадке долго аплодировали).
В других некрологах вспоминают, что он был активным благотворителем, открыл со своей женой Джоан Борстен клинику для лечения алкоголизма и наркозависимости (продал ее в 2014 году), а тягу к благотворительности в интервью 2013 года объяснял так: у нас это наследственное, моя тетка в Казахстане помогала эвакуированным устроиться на новом месте, вот и я хочу помогать кому-то начать новую жизнь… Вообще все в Калифорнии, кто его знал - а знакомств среди выходцев из России у него хватало, - говорят, что он был скромный доброжелательный человек без малейших признаков звездной болезни.
Уехал от горькой обиды
Что до русских откликов на его смерть, тут, как ни странно (хотя что ж тут странного по нынешним временам), много анонимного сетевого злорадства: вот, уехал… предал… ничего значительного там не сделал, как и Крамаров, который ему присоветовал… здесь на руках носили, женат был на дочке Брежнева, а там играл третьестепенные роли русских… по заслугам и забвение. Тут все неправда: с Галиной Брежневой он дружил, женат был на ее подруге Наталье Федотовой, и то недолго. «Третьестепенные роли русских» - тоже серьезное преуменьшение, большинство уехавших российских актеров и того не добились, а на счету у Видова как-никак двадцать заметных ролей в крупных картинах, и, если бы ему разрешили уехать в середине семидесятых, когда Дино Де Лаурентис после роли Томлинсона в «Ватерлоо» предлагал ему две картины в год, - он стал бы звездой мирового масштаба. Точно так же в свое время отказали в выезде Татьяне Самойловой, звезде фильма «Летят журавли», - и, ничтожно мало для ее таланта сыграв в России, она умерла три года назад в одиночестве, полузабвении, полубезумии. Видов уезжал не за карьерой, вот что надо бы понять всем, кто сегодня не желает прощать его отъезд: у него не было никаких карьерных соображений, и он честно рассчитывал работать за границей строителем (благо навык был с отрочества). И рак у него еще не был диагностирован - это в начале девяностых у него начались так называемые выпадения, сужение полей зрения. Так что ехал он не лечиться. Уезжал он в полную неизвестность, от горькой обиды, после нескольких тяжелых оскорблений, которые не захотел проглотить, - вот и вся его вина.
В шестидесятых ему еще давали сниматься за границей - и в 1966-м он снялся в знаменитой датско-шведско-исландской «Красной мантии» вместе с двадцатилетней тогда Гитте Хеннинг; в единственной эротической сцене он наотрез отказался сниматься голым, и переубедил его только режиссер Габриэль Аксель: «Олег, викинги не носили белья!» Гонорар Видова за главную роль в этой картине пошел на оплату работы Анни Жирардо в фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967), о чем он сам рассказывал с неизменной иронией.
Из страны в страну
Автор самиздатской биографии Видова Александр Руденский (его книга выложена в сеть) подробно рассказывает, как 24 февраля 1983 года Видов зарегистрировал третий брак - с югославкой Верицей Йованович - и по обычной туристической визе уехал к ней в Белград, где его тут же пригласили сняться в нескольких картинах. Он превысил срок пребывания в Югославии, от него категорически потребовали вернуться на родину - и тогда его товарищ по съемкам в фильме «Молодежный оркестр» Мариан Сринк помог ему получить австрийскую гостевую визу. Отъезд Видова на Запад оброс массой легенд: только что в России написали, что его перевезли через границу в багажнике автомобиля (а то на границе не досматриваются багажники!). Он выехал вполне легально, хоть и не без приключений: его узнал секретарь австрийского посольства, работавший до этого в Монголии, где все время крутили фильмы Видова. Виза была получена без проблем. Из Австрии он уехал в Италию, а потом - с помощью бывшей актрисы Джоан Борстен - в Штаты (здесь они создали маленькую компанию Films by Jove, а потом поженились). Сначала он сам на средства друзей снял небольшую картину «Легенда Изумрудной принцессы» (благо режиссерское образование у него было, он закончил Высшие режиссерские курсы у Ефима Дзигана и даже снял короткометражку «Переезд») - картина была сделана на копейки, но на Нью-Йоркском кинофестивале ее заметили; потом, через два года, его пригласили в «Красную жару».
Миллионером, как и Крамаров, не стал
Разумеется, ни Крамаров, ни Видов не стяжали в Штатах такой славы, как в России, да и не претендовали на нее. Оба уезжали из позднезастойного СССР, где во всем сквозило вырождение, отовсюду пахло гнилью и безысходность казалась вечной. Они уезжали просто жить, как им хотелось. Для Видова возможность жить без унижений и поступать в соответствии с собственными желаниями, а не с мнениями киноначальства была дороже любого успеха. Миллионером он тут не стал, дружил, с кем хотел, путешествовал, сочинял стихи, приглашал детей от русских браков - и ни о чем не жалел. Нормальный был человек, и непостоянное зрительское обожание значило для него меньше, чем личная свобода. И те, кто ради этой любви остался на родине, согласившись терпеть все ради уюта родного гнезда, втайне завидовали ему. Да ему вообще многие завидовали: красавец, характер ровный, любят все (он действительно владел даром мгновенно и без усилий располагать к себе людей). А сам он - только себе молодому: «Сил и желаний было больше».
Последние пять лет он тяжело болел. Жалоб его никто не слышал.
Он будет лежать на кладбище Hollywood Forever рядом со звездами первой величины, с которыми и жил по соседству, и помнить его будут не за актерские свершения, а за особое выражение глаз, особенно заметное в принесшем ему славу фильме «Всадник без головы». Видно, что этому человеку ничего не надо, но унижать себя он не позволит никому. И если бы таких было больше - все в России было бы иначе.
Оригинал - «Собеседник» Интервью от 11 Июня 2013 :
Олег Видов: "Не сбеги я в Америку, в СССР меня давно бы похоронили"
Актер рассказал, почему эмигрировал в конце 1980-х в Америку, как возил страусов из Южной Африки, что Крамарова могли спасти врачи, как из-за Басова чуть не остался без диплома, о своих женах и о том, как отметит свое 70-летие в Москве
С третьей женой - журналисткой Джоан. Мы живем в браке уже 28 лет и научились понимать друг друга практически с полуслова
Чтобы взять интервью у Олега Видова, который уже почти 28 лет живет в Малибу в шикарном доме неподалеку от певицы Шер и Барбры Стрейзанд, пришлось использовать все свои связи. Когда номер телефона был найден и я услышала в трубке веселое "Хэлло",
сознание долго не могло поверить, что это тот самый Морис Джеральд из фильма "Всадник без головы" и Медведь из "Обыкновенного чуда", которые в детстве были засмотрены до дыр. "Олег Борисович, это же вы?" Услышав родную речь, актер не смог сдержать радости и с приятным американским акцентом ответил: "Ну, конечно". Мы разговаривали по телефону, когда в Украине было уже далеко за полночь, а в Малибу - около полудня. "Ой, лапушка. Дай я немного проснусь, заварю себе кофе, надену штаны, а то неудобно разговаривать с дамой в одних трусах".
- Олег Борисович, хотелось бы сказать, что вас помнят и не забывают. Как в России, так и в Украине.
- Спасибо. Мы же работали тогда для всего Союза. Меня как-то спросили: "Ты за этих или за тех?" Я говорю: "За всех!" Я актер, а они зрители. Они меня любят, а я их.
- Я заметила, что у вас появился американский акцент. Вы не стали забывать русскую речь?
- У меня жена американка, приходится говорить с ней на английском 95% времени. Но человек остается тем, кем он родился. Ну какой я американец? Да, у меня американский паспорт, гражданство, пенсия в $600. Но при этом я русский человек. Американцев, которые приходят ко мне в дом, я всегда кормлю, а они удивляются. Говорят, мол, поставь кофе, чай. Но у русских так принято - быть хлебосольным. Потому что мы все знали тяжелые времена, знали, что такое быть голодным.
- Пересмотрела все ваши интервью за последние годы, и оказалось, что их не так много. А новой информации о вас не появляется. Как вы сейчас живете? Стали своим в Америке?
- Здесь много разных людей, которые приезжают из разных стран, и все находят возможность работать и жить нормально. Эта страна резиновая. Если человек умеет работать, он здесь встанет на ноги. Сначала тяжело, потом будет полегче. Так было и со мной. Параллельно с тем, что я здесь снимался, у нас с женой одно время был свой бизнес. Надо было много работать для того, чтобы чувствовать себя нормально и не бедствовать.
- У вас ведь был бизнес, связанный с нашими советскими мультфильмами?
- Да. "Союзмультфильм". Мы хотели, чтобы советские мультфильмы увидели американцы и жители еще пятидесяти стран мира. Поэтому мы выкупили в России права на эти мультфильмы, чтобы показывать их в Штатах. Но так вышло, что пленки с оригиналами были в ужасном состоянии: поцарапанные, выцветшие за долгие годы. Еще бы - хранились они в государственных архивах. Их все нужно было реставрировать, а это очень дорогостоящий процесс. Была проведена тяжелая и долгая работа по реставрации пленок. Мы с женой это сделали в Голливуде и за свои деньги.
В итоге после окончания этого процесса мультфильмы переозвучили на разных языках большие американские звезды. А во Франции, к примеру, это сделала Катрин Денев, в Испании - Хулио Иглесиас. Но когда российские чиновники узнали, что реставрированные фильмы идут на канале "Дисней", у них слюна потекла и они решили отобрать у нас контракт на показы. В результате, чтобы сделать все как бы легально, они вместе с "пиратами" организовали унитарное предприятие "Союзмультфильм" - такие организации легко распустить, а на их месте открыть контору под любым другим названием. В общем, так и произошло. Но потом был
суд, который мы выиграли, а этим людям дали по заслугам.
- А чем вы занимались потом?
- Почти 2,5 года мы с женой летали по всему миру. В Сомали, в Камбоджу возили грузы. Причем разные. Иногда цветы, фрукты, были даже страусы из Южной Африки (смеется). Но чего говорить, я, когда сюда приехал, вообще на стройке за $3 работал.
А сейчас мы с женой стали заниматься медициной. Открыли наркоклинику для алкоголиков и наркоманов, такой центр восстановления, называется "Малибу бич". У моей американской супруги есть одно хорошее качество: она если за что-то берется, то заканчивает по этой теме университет, а то и два. Она
журналист, много пишет об этом в своих блогах. Джоан у меня такой заботливый, душевный человек, мы с ней вместе уже 28 лет.
- В Америке вы снимались в таких картинах, как "Красная жара", "Дикая орхидея", "13 дней". А потом вдруг перестали появляться на экране. Почему?
- Моя дорогая, мне просто не хотелось играть подонков. У меня лицо не такое, а изображать дурака я не собирался.
- Правда, что вы не видели многие свои картины?
- Это так. К примеру, в России я снимался в фильме "Артем". Но до сих пор не видел этого фильма. Звонил, просил хоть копию, но бесполезно. А там у меня довольно приличная роль была.
- Говорят, что именно Савелий Крамаров помог вам на чужбине вернуться в профессию.
- Да, Савочку я здесь встретил. Мы снимались с ним в фильме "Любовные истории". Он уже вышел на американский юмор и мог бы сделать себе весьма приличную карьеру. Но его погубил рак, который советские врачи не заметили. Когда болезнь диагностировали в Америке, то попросили показать прошлогодние анализы, а в них уже было видно раковые клетки. И наш местный врач сказал, что если бы это вовремя обнаружили, его можно было бы спасти.
Я тут со многими нашими эмигрантами-актерами встречался, но так - "привет-привет". С Илюшей Баскиным, Женей Лазаревым, Ларисой Ереминой.
- Вы живете в Малибу. Это ваш дом или жены?
- Нет, мы вместе его купили давно. Сначала снимали долго, а потом купили. Здесь так делают. Америка - это другой мир, такой себе капиталистический Советский Союз.
- У вас весьма завидные соседи...
- Это же Голливуд. Иногда я их вижу в магазине. Иду чего-то покупать, они там тоже что-то покупают. Шер, Стрейзанд. Мило, хорошо, но не более того.
- Ну а зачем вы уехали в Америку? Останьтесь вы в России, так много могли бы еще сыграть.
- Я снимался тогда в Югославии, когда мне сказали возвращаться в Россию. А я вдруг понял, что просто больше не хочу этого. И поехал в Австрию, потом в Италию, а уже оттуда перебрался в Америку. Как Робинзон Крузо.
А еще мне ставила палки в колеса моя бывшая жена Наталья Федотова, которая была близкой подругой Гали Брежневой. Она мне угрожала и во ВГИК звонила, чтобы там не выдавали мне мой режиссерский диплом. Станислав Ростоцкий, который тогда там преподавал, слава Богу, не обратил на это внимания.
Честно говоря, меня просто выталкивало из России. Я еще не понимал, почему, а потом оказалось, что врачи нашли у меня незлокачественную опухоль на гипофизе. Если бы я остался в Союзе, я бы просто умер - у нас не делали таких операций.
- Неужели ностальгия не мучает?
- Люди, которые много работают, - у них нет времени на это. К тому же сейчас можно на самолет сесть и прилететь куда угодно. И потом ностальгия - это когда у тебя там мама, папа и ты не можешь их увидеть, тебе тяжело. А я остался совсем один, все умерли.
Еще ведь в Союзе людям "обрубали руки", нельзя было ничего делать. А здесь - пожалуйста, иди по любой дорожке. Хочешь - хоть миллионером становись, только работай, вкалывай. Здесь людей уважают, даже если у тебя плохой язык. К тому же я всю жизнь был спокойным в плане денег, они волновали меня постольку поскольку.
- Российские режиссеры не предлагали вам за эти годы сняться в своих картинах?
- Предлагали, но я был уже нездоров. Съездил в Россию только однажды - снялся в фильме "Заколдованный участок". Бывает, смотрю свои картины, вспоминаю какие-то моменты... Недавно включил "Благочестивую Марту" и вдруг вспомнил, как все это было, как снимали. Словно вчера было - все так четко и ясно...
Или вот недавно вспомнил, как снимался у Владимира Басова. Я тогда учился в институте и ушел на съемки его фильма "Метель". А во ВГИКе меня предупредили: либо съемки, либо учеба. Я, естественно, выбрал съемки, и меня за это вышибли. Потом было "Обыкновенное чудо", "Сказка". И вскоре меня вернули на пятый курс. Правда, пришлось два года учебы сдать за восемь месяцев. Смешно сейчас вспоминать, что учили мы научный коммунизм, политэкономию... Мне кажется, эти предметы были непонятны даже тем, кто их преподавал.
Басов был фронтовик, такой прелестный человек и режиссер замечательный. Атмосфера царила на площадке все время самая что ни на есть правильная. Потом был Саша Косарев... Мы с Басовым встретились с ним на съемках "Срочно... Секретно... Губчека". Саша Косарев, к сожалению, умер давно. Когда лет десять назад произошел обвал денег, у него случился инсульт, хороший режиссер был... И ведь младше меня. Так что я должен благодарить Бога, что еще чирикаю, ведь стольких моих друзей уже нет.
- Последний раз когда приезжали на родину?
- Года три назад по делам приглашали.
- А с двумя своими сыновьями от разных браков с Вячеславом и Сергеем видитесь?
- Иногда. Один в Москве живет, другой здесь. У Сергея мама врач, живет в Одессе. Они другое поколение. У меня даже внук есть. Как говорится, жизнь продолжается, стукает. Вот 10 июня мне будет 70 лет. Зовут в Москву на программу "Сегодня вечером". Так что, наверное, там и проведу этот день.
- Хорошо помню время, когда советские школьницы вырезали ваши портреты. Вас обожали женщины, считали секс-символом.
- Девушки относились ко мне хорошо. И я благодарен им за то, что они скрашивали мою жизнь, где бы я ни был. Меня воспитывали женщины - мама и тетя, и я очень уважительно к женщинам относился. И отношусь. Очевидно, это и проскальзывало в ролях, отсутствовала грубость, пошлость. Возможно, это привлекало.
У меня жены были такие прекрасные, что не дай Бог. Первую, Мариночку, очень любил. Вторую, Наташу, - тоже. Марина ревновала. Наташа была властная, хотела, чтобы я стал партийным деятелем, но я решил остаться самим собой. Наташа была такая элегантная, европейская дама, мне это понравилось. Мне всегда нравились умные и красивые. Хотя, в принципе, мне все женщины импонировали, но умные особенно.
Впрочем, народ актеров любит везде, независимо от пола. И все здороваются, словно ты родной. Не нужны никакие жены, чтобы к тебе относились с симпатией. Кстати, эмигранты очень хорошо меня тут встретили. Когда я снимал свой фильм-сказку "Изумрудная принцесса", мне помогли найти финансирование. До сих пор у меня ощущение, что я попал к родным людям.
- А вы сегодня счастливы в Америке?
- Я прошел через все, мы жили в очень тяжелых условиях. Две зимы с тетушкой в сарае прожили, когда мама заболела. Поэтому сейчас трудности меня не пугают. Лишь бы меня не трогали, не командовали мною. Надо совершенствоваться, учиться и жить, а не смотреть, что у этого золотые зубы или золотая рельса поперек шеи. Ее ведь в тарелку не положишь в тяжелые времена. У меня тетя была, ее звали в Кремль работать в 20-х годах, а она сказала: "Я хорошо знаю историю, чтобы жить при дворце". Поэтому не всегда хорошо лезть наверх. Можно где-нибудь спокойно сесть, посмотреть на речку, на девушку красивую - и быть счастливым.
ГОЛУБОГЛАЗЫЙ АКТЕР FROM USSR
Имя: Олег Видов
Родился: 11. 06. 1943 в с. Передельцы (Россия)
Окончив среднюю школу и школу рабочей молодежи, Видов одно время работал электриком на строительстве Останкинской телебашни. Однако любовь к искусству оказалась сильнее иных увлечений, и в 1960 году Олег решил поступать во ВГИК. Видова зачислили на первый курс актерского факультета, в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля. В том же году он впервые снялся в кино - это был маленький эпизод в картине "Друг мой, Колька!". В 1963 году был утвержден режиссером Владимиром Басовым на роль Владимира в фильме "Метель" по повести Пушкина.
В 1964 году снялся в фильме Эраста Гарина "Обыкновенное чудо" в главной роли. В 1965-м - в роли князя Гвидона в фильме режиссера Александра Птушко "Сказка о царе Салтане". Известность закрепил картинами "Всадник без головы", "Джентльмены удачи" (сыграл старлея Славина), "Ватерлоо". Амплуа - исполнитель ролей благородных красавцев. В 1985-м эмигрировал в США. Снимался с Арнольдом Шварценеггером в "Красной жаре", с Микки Рурком - в "Дикой орхидее" и Кевином Костнером - в "Тринадцати днях". Последняя на сегодняшний день работа в кино - "Заколдованный участок" (2008).
http://www.segodnya.ua/culture/stars/Oleg-Vidov-Ne-sbegi-ya-v-Ameriku-v-SSSR-menya-davno-by-pohoronili-441602.html