Академия Каррара - название музея и художественной школы в Бергамо, происходящее от имени коллекционера и мецената XVIII века Джакомо Каррара, который оставил городу всю свою огромную коллекцию произведений искусства и основал курсы рисунка и живописи. Бергамо - город в Ломбардии, в предгорьях Альп, недалеко от Милана - в период, охватываемый выставкой, то есть XV-XVI века, входил в могучую и блистательную Венецианскую республику, которая как раз в это время переживала наивысший расцвет. Поэтому в коллекции музея широко представлены произведения североитальянской, и в частности, венецианской живописной школы.
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» 1470-75 Источник
Эта выставка стала для меня возможностью познакомиться с культурой Ренессанса в Северной Италии. Так вышло, что свое представление об этой великой, переломной в мировом культурном процессе эпохе я составила в ее колыбели - Флоренции, и затем - в вобравших в себя все лучшее от нее музеях Рима. Но Италия того периода была образованием крайне неоднородным, да и вообще я бы не назвала ее единым политическим или культурным пространством.
Северная Италия, примыкающая к Альпам, и Венеция, контролирующая Адриатику и часть восточного Средиземноморья, связанные тесными социальными, экономическими и политическими связями с Западной Европой, а торговыми путями - с ориентальными странами, испытывают культурное влияние более северных и восточных земель. На венецианскую живопись в значительной степени влияют искусство Нидерландов и Византии, и туда идеи Возрождения приходят позже, первая половина кватроченто там - это период поздней готики, когда мастера еще только нащупывают будущий стиль, еще не испытывают в полной мере влияния творческих и гуманистических воззрений своих южных соседей. Поэтому на выставке, охватывающей период XV-XVI веков, в полной мере можно проследить идеи от позднеготической до высокой Ренессансной («высокий» в данном случае - это принятое название зрелого, сформировавшегося стиля).
Первый раздел выставки посвящен искусству кватроченто и очень деликатно демонстрирует границу перехода от готики к Возрождению. Наиболее известное произведение этого переходного периода - Портрет Герцога Лионелло Д`Эсте работы Антонио Пизанелло. Пизанелло (1395 - 1455), как следует из фамилии - пизанец по рождению, вырос на севере, в Вероне, большую часть жизни работал в Венеции. Оттуда по политическим мотивам после 1440 года он был изгнан, и жил в Ферраре при дворе местного герцога Д`Эсте, протрет которого он и написал, а после 1448 года был приглашен в Неаполь. Популярность Пизанелло была огромна до середины XV века, когда ренессансные идеи и произведения начали распространяться по всей Италии.
[Еще картина Пизанелло]Чтобы было понятно, от чего и к чему мы движемся, приведу сначала еще одну работу Пизанелло, которая не имеет отношения к выставке. Но уж слишком говорящий это образец поздней готики, где детали важнее перспективы, и вся композиция больше напоминает гобелен. Да и сама по себе картина меня заворожила - жизнеутверждающе так, особенно виселица))
Антонио Пизанелло «Святой Георгий и принцесса Трапезунда» 1436-38 Источник
На портрете герцога формально соблюден канон позднеготического придворного аристократического портрета в традициях куртуазного бургундского двора, но видно, что изображение уходит от условности, в нем появляется глубина, а в тонко прорисованном лице - характер.
Антонио Пизанелло «Портрет Герцога Лионелло Д`Эсте» 1441 Источник
Интересно, что этот портрет был создан в результате соревнования с еще одним заметным мастером этого периода - Якопо Беллини (1400 - 1470), причем портрет Беллини был признан победителем, но до наших дней он, увы, не дошел, в отличие от славы фамилии Беллини, которая дала миру несколько замечательных художников. Якопо Беллини также снискал широкое признание, имел в Венеции мастерскую, в которой обучались живописи его сыновья Джантиле и Джованни. На выставке представлена Мадонна Якопо Беллини, но, прямо скажем, более поздние работы у него удачнее…
Еще один знаковый художник, представленный на выставке и оставивший след в том числе и в североитальянском искусстве - Антонелло да Мессина (1429 - 1479). Уроженец Сицилии, он активно путешествовал, предположительно был в Нидерландах, откуда привез технику чистой масляной живописи Ван Эйка, и обучил этой технике венецианцев. Он вошел в историю как первый мастер станковых ренессансных портретов, которые он активно начал писать в 70-х годах, но на выставке - его более ранняя работа - также Мадонна.
Антонелло да Мессина и Якопо ли Антонелло «Мадонна». 1456. Источник
На фоне этих работ особенно заметен и интересен контраст с произведениями сына Якопо Беллини - Джованни. Джованни Беллини (1430 - 1516) - это уже величина мирового масштаба, лицо венецианского Ренессанса. Он учился живописи в мастерской отца и впитал все культурные веяния, царившие в Венеции середины XV века. Кроме того, на его творчество оказал влияние еще один классик итальянской живописи, один из крупнейших гуманистов Италии Андреа Мантенья, который был женат на сестре художника. В 1475 году в Венецию приезжает да Мессина и оба художника обмениваются идеями и техниками, что знаменует расцвет венецианского Возрождения. Джованни прожил долгую и плодотворную жизнь, причем и на закате своих лет, в возрасте за семьдесят, он создавал изумительные и созвучные меняющемуся времени работы. В 1506 году посетивший Италию Дюрер писал «Он очень стар, но все еще лучший в живописи». В мастерской Беллини учится Тициан.
Чистые, нежные, сотканные из воздуха и света Мадонны Беллини, привезенные к нам, относятся к зрелому периоду творчества художника. Одна из них - на верхнем фото. Вторая - вот.
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем (ди Альцано)» 1488 Источник
Восхитившись Беллини, переходим в следующий зал, и там нас встречает портрет Джулиано Медичи работы Сандро Боттичелли (1445 - 1510) (и мастерской). Вот после этой фразы просто задерживаем дыхание и молча вбираем…
Сандро Боттичелли и мастерская «Портрет Джулиано де Медичи». 1480 Источник
Про Боттичелли ничего писать не буду - слишком неподъемная тема для беглого обзора. Просто величайший… А вот про картину пару слов скажу. Связи Боттичелли с семьей Медичи переоценить трудно. Кто такой Джулиано Медичи, я писала здесь. Добавлю только, что муза у них с художником была одна - прекрасная и стремительно угасшая первая красавица флорентийского Ренессанса Симонетта Веспуччи… Она любила Джулиано. А Сандро - ее. Она умерла от чахотки в 1476 году, Джулиано был убит день в день ровно два года спустя - в 1478. Боттичелли пережил Симонетту на 34 года и завещал похоронить себя рядом с ней. И увековечил их обоих, прекрасных и ушедших молодыми…
[Отступление про портрет]Отступление от выставки. Про портрет. Портретов Джулиано Медичи работы Боттичелли есть как минимум три. Предположительно, в мастерской художника, возможно и при его участии, сделали копии первоначального портрета. А вот какой из них первый - в разных источниках полная чехарда с датировками (я в таких случаях беру даты с сайта музея, где постоянно хранится картина, полагаю, что там эта информация под контролем искусствоведов). В любом случае понятно только то, что они все написаны примерно в одно время и их всех касалась рука Мастера. Вот этот портрет хранится в Вашингтоне, и, судя по частоте упоминаний, вполне может считаться «оригинальным». Во всяком случае, на сайте музея именно такая версия и озвучивается. Также есть информация, что все портреты Джулиано были сделаны после его гибели в 1478 году, возможно снятыми с посмертной маски, о чем может свидетельствовать нехарактерно опущенный взгляд.
Сандро Боттичелли и мастерская «Портрет Джулиано де Медичи». 1478 Источник
А вот этот находится в Берлине. И мне нравится больше всех…
Сандро Боттичелли и мастерская «Портрет Джулиано де Медичи». 1478-80 Источник
В любом случае эта картина хоть и висит не по центру, но притягивает в себе взгляд как энергетический центр всего зала. Мне трудно было разглядеть что-то другое, даже подойдя к другой стене, я все время чувствовала потребность повернуться, она будто звала к себе.
Но, тем не менее, пойдем дальше.
Из творений Боттичелли с выставки приведу еще два. Но тихонько в сторону добавлю, что они написаны в очень непростой для художника период жизни, на стыке веков, когда гуманистическое «царствование» Лоренцо Великолепного сменилось фанатично-аскетичной «демократией» Савонаролы… Боттичелли попал под влияние неистового монаха, позволил жечь свои картины, а после казни Савонаролы в 1498 году чрезвычайно тяжело переживал это событие, что отразилось на его мироощущении и стиле.
Сандро Боттичелли «История св. Виргинии» 1498 Источник
Сандро Боттичелли «Благословляющий Спаситель» или «Христос в терновом венце» 1500 Источник
Там же можно насладиться работой еще одного классика Ренессанса и учителя Рафаэля Пьетро Перуждино (1446 - 1524) «Поклонение пастухов»
Пьетро Перуджино «Поклонение пастухов» 1515 Источник
Дальше посмотрим на венецианских художников XVI века, не преключайтесь)) Продолжение следует...