Поездка на Святую Землю в апреле 2013 года. Начало

Jan 22, 2014 15:53

Отчет о нашей совместной с мужем поездке на Святую Землю.

Оригинал взят у yak_regent в Поездка на Святую Землю в апреле 2013 года. Начало

На Святую Землю давно хотелось попасть! Возможность появилась совершенно неожиданно. Год назад по благословению архиепископа Марка всех ответственных по молодежной работе при храмах нашего северного викариатства (САО) приходы должны были отправить в поездку на Святую Землю. Поездка была централизованной - в молодежный лагерь. Но так как даты этой поездки были неудобны - январь, на приходе разгар праздников и мероприятий - то староста нашего храма (Арсений Павлович) предложил не ехать с группой молодежных ответственных, пообещав отправить нас с Марой вдвоем позже. И, когда нашлось время для поездки, то храм оплатил большую часть стоимости путевки уже не только за меня, но и за Мару. За что огромное спасибо старосте и приходу! Время нашлось в апреле, Великим Постом - на Крестопоклонной седмице. Сначала были мысли поехать самостоятельно, самостоятельно заказать экскурсии, арендовать машину, забронировать гостиницы. Однако, участник нашего молодежного клуба - Дмитрий Городов, работающий в паломнической службе «Радонеж», посоветовал для начала поехать с группой.  Забегая вперед скажу, что мы совсем не пожалели, что выбрали этот вариант.

В аэропорте Домодедово было интересно посмотреть, как израильская компания Эль-Аль бдительно изучает багаж и ручную кладь, и проводит беседу с каждым пассажиром - без разговора с психологом в самолет попасть нельзя! В аэропорте Тель-Авива (Бен-Гурион) нас встретил водитель Саид - он мусульманин, но очень хорошо относится к христианам и, вообще, замечательный человек, он нас и возил по стране, а для начала отвез в город Тверия, где была заказана гостиница. Гида Рафаила (в прошлом иудея, теперь православного) мы увидели только на следующий день утром. Когда спрашивают, что больше всего понравилось в поездке, то я сразу вспоминаю гида. Хотя бы ради него стоило ехать с группой от «Радонежа». Если сказать кратко, то нашего гида отличали глубокие познания страны, истории, Ветхого и Нового Заветов, Литургики и богослужения, знание всех ходов-выходов (например, когда и где меньше очередь), а также юмор, темперамент и, вообще, неравнодушие к своему делу. Теперь, даже страшно подумать, какой бы мог быть гид, если бы мы сами заказывали экскурсии в светских компаниях! Возможно, кого-то удивляет, что говоря о впечатлениях от Святой Земли, я сразу начал с гида, но так можно ответить на вопрос - что больше всего «понравилось». А словом «понравилось» нельзя определить те ощущения, которые были, например, у Гроба Господня, Голгофы, в Пещере Рождества, на горе Блаженств... Эти переживания гораздо глубже и, подчас, очень личные. Может быть, и получиться передать хоть что-то из этого.

Вид на гору Фавор с горы Свержения:


В первый день мы отправились в Назарет. Сначала на гору Свержения. Подошли к месту, откуда Христа хотели сбросить жители Назарета после того, как Он сказал им, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве Своем».  Если посмотреть  вниз, то открывается вид довольно жуткий - круто низвергается каменная скала, из которой выступают угловатые камни, а где-то далеко внизу виднеются миниатюрные очертания строений, водоемов, дорог. Как рассказал Рафаил, православные арабы называют эту гору - «гора прыжка», потому, что считают, что Христос не просто «прошел посреди них» [жителей Назарета], чем избежал сбрасывания с горы, но якобы, Он прыгнул - и большим прыжком убежал от назаретян (вероятно, перепрыгнув на другую гору). Такое вот интересное восприятие. Вообще, о многих событиях Библии, на Святой Земле существуют различные мнения - одни указывают одно место события, другие - другое. Также и подробности какого-либо события могут различаться. Особенно это касается различных конфессий. Это наводит на мысль, что не так уж важно - где именно происходило то или иное событие. Мы были, в основном, в православных храмах, построенных на библейских местах, но, например, дом Иосифа находился по преданию на том месте, где сейчас католический храм.
В Назарете произошло Благовещение, по православному преданию это случилось на источнике, но, например, для меня, это была новость - ведь у нас на иконах Благовещение изображается в помещении, на местных же, израильских иконах, оно происходит как раз на источнике. Сейчас на этом месте находится православный храм. Источник есть и сейчас - прямо в храме - возле него мы спели молебен с пением Благовещенских песнопений. Вообще, наше паломничество совершалось под знаком Благовещения - ведь в предшествующее ему воскресенье был этот праздник.

Раз уж зашла речь о молебне и пении, то пора сказать, что в нашей группе был батюшка. Отец Павел - совсем молодой священник из Саратовской губернии. Он желал служить в своем родном селе, и желание его исполнилось, правда, сейчас ему приходиться окормлять не один, а несколько храмов в близлежащих селах. В поездку он выбрался впервые за много лет, а за границей он был, как я понял, впервые в жизни. Батюшка был очень благодарен паломнической службе «Радонеж» за то, что ему была предоставлена возможность ехать бесплатно - это он расценивал как чудо! Что касается хора, то он быстро оформился из отца Павла, Мары и меня. Так что, у нас сложилось полноценное певческое трио, в котором батюшка пел басом, Мара вторым голосом, а я первым.

Молебен у источника в храме Благовещения:


В храме Благовещения, источник:


В храме Благовещения, фрагмент резного иконостаса:


Фреска Благовещение на источнике:


Недалеко от храма Благовещения находится здание, изрисованное портретами Че Гевары и различных  революционеров, в том числе и Ленина - в этом здании когда-то находилась русская миссия, а в советское время здание было подарено Хрущевым (естественно, при этом, он подарил то, что ему не принадлежит) израильской коммунистической партии. Не знаю, что там в настоящее время, но надеюсь, что это здание вернут миссии.

Затем нас ждала Кана, Галилейское озеро, храм на месте Капернаума, гора Блаженств. На каждом месте, связанном с каким-нибудь событием, мы читали соответствующий отрывок из Евангелия и пели тропарь и кондак. На Галилейском озере мы попробовали так называемую «рыбу апостола Петра» или, если по-научному, телапию-галилею. Эта рыба совсем не похожа на телапию, которая продается у нас в магазинах - ни по виду, ни по вкусу. Некоторые смельчаки купались в озере, в том числе Мара.

Рыба апостола Петра:


На берегу Генисаретского (Галилейского) озера:




Храм в Кане Галилейской:


Города Капернаума сейчас уже нет - только раскопки. Но на его месте находятся храмы - православный и католический. Очень красиво оформлена территория православного храма в честь двенадцати апостолов. Красивейший сад с кактусами рядом с озером, гуляющие павлины. Эвкалипты, растущие прямо из воды. Вообще-то,  в воде они оказываются редко, но в 2013 году было феноменально много воды, поэтому, деревья частично оказались затоплены. В храме находятся росписи, посвященные Евангельским событиям, произошедшим в Галилее. Позже, на Фаворе, мы увидели росписи очень похожие на эти, и довольно скоро я стал узнавать одного и того же современного мастера. Его росписи есть во многих храмах Святой Земли. Для себя я стал называть его «мастером Фавора». Его очень легко узнать по морковкам,  которые украшают все трапезы в сюжетах.

Сад при православном храме в Капернауме, отец Павел:


На заднем плане деревья, погруженные в воду:


Православный храм на месте Капернаума:


Здесь когда-то была Вифсаида:


На горе Блаженств я постарался себе представить, как Христос - Богочеловек взбирается на эту гору ради того, чтобы сказать слово к народу. Задумался, как далеко Его было слышно? Какой у Него был голос? Почему-то, я как-то вдруг почувствовал в Нем человека. Ведь очень трудно уложить в голове то, что Он - Бог, воспринявший человеческую природу в полноте. Одни из самых ярких ощущений, переживаний, мыслей оставила именно гора Блаженств. Кажется, после посещения этого места Христос стал как-то понятнее и ближе.

На горе блаженств:




Вечерний вид на Галилейское озеро из монастыря в Тверии:


На следующий день мы встали очень рано. Надо было успеть попасть на гору Фавор до того, когда там будут толпы паломников. Поднимались на гору на небольшом автобусе - вроде наших маршруток. Видели, как многие паломники идут на вершину пешком. На Фаворе находится монастырь и очень красивый храм. Особенно впечатляют росписи, чудотворная икона Богородицы на газетном листе и репродукция иконы против абортов. За храмом находятся образы трех кущ, в воспоминание слов ап. Петра: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 7:4).

Фаворский храм, росписи купола:


Сцена Крещения Господня:




Чудотворная икона на газетном листе:


Фаворский храм, икона против абортов:


"Три кущи" на Фаворе:


С гидом Рафаилом:


До сих пор мы путешествовали по Галилее, после Фавора автобус повез нас в другую часть страны - в Иудею. Первым пунктом был город Иерихон. К сожалению, находясь рядом с раскопками древнего города, мы провели около часа в магазине, где, правда, продается замечательная керамика. Как говорит Рафаил - паломников обычно не интересуют раскопки и археология, поэтому, раскопки и не включают в программу.

Финиковые деревья, сбор урожая:


Иудейская пустыня из окна автобуса:




Древний Иерехон расположен под горой. Необычной горой! Она называется «Гора искушений» или «Сорокадневная гора». По преданию, на ее вершине к Господу, после сорокадневного поста, приступил диавол и искушал его (Марк 1:12-13; Матф. 4:1-11; Лук. 4:1-13). Наша группа совершила пеший подъем на эту гору и оказалась в монастыре, который находится наверху. Он, частично, выбит в скальном камне, но есть и кирпичные строения. В данный момент, постоянно в монастыре живут всего два человека - настоятель монастыря и его помощник. Параллельно с нами в монастырь приехал епископ - грек и по-дружески общался с настоятелем монастыря и группой девушек, с которой приехал. Я спросил у Рафаила - все ли епископы так непринужденно общаются, и получил ответ, что у греков (а Иерусалимский патриархат - это греки) все намного проще, чем в Русской церкви.

Подъем на сорокадневную гору:


Монастырь на вершине горы:


Епископ со своей группой (сидит) и настоятель монастыря:


У камня, на котором сидел Христос, когда к Нему приступил сатана:


Икона, изображающая искушения Христа от сатаны:


В тот же день было и погружение в Иордан - вблизи места, называемого в Евангелии Вифавар. Воды здесь меньше, чем в месте, называемом Иорданит, где погружается большинство паломников, зато где-то здесь и крестил Иоанн. Окружающий вид - пустыня и древний монастырь св. прор. Иоанна Предтечи напомнили мне изображения архитектуры и ландшафта на многих иконах и картинах  эпохи возрождения. Впервые я увидел «первообраз» этих изображений. Кстати, именно в этом монастыре преп. Мария Египетская причастилась перед тем, как уйти в пустыню. Вода в Иордане очень мутная. По ступеням спускаются люди - целая очередь, кто-то крестит прямо в реке - задерживает. Наш гид начал нервничать и проявлять свой горячий темперамент. Потом оказалось, что крестил православный священник из Сербии. Посередине реки продольно установлена перекладина, определяющая границу с другим государством - Иорданией. Наличие границы здесь подтверждают военные с автоматами на обоих берегах реки. Погружаясь в воду, многие люди держатся за палку - границу. Я тоже подержался за нее - где же еще можно будет подержаться рукой за границу между государствами. Погружались мы в заранее купленных у Рафаила белых рубахах до пят, а отец Павел погружался прямо в подряснике, который потом сушил здесь же на ветру.

Перед погружением в Иордан:


Погружение в Иордан (Яша):




Погружение в Иордан (Мара):






После погружения в Иордан отец Павел сушит подрясник:


Монастырь Иоанна Предтечи рядом с местом Крещения Господня:




После погружения в воды Иордана нас отвезли в близлежащий монастырь преподобного Герасима Иорданского - это святой, который вылечил и приручил льва, о чем повествуется в его умилительном житии. Поэтому, в монастыре везде изображения львов - и на иконах (вместе с преп. Герасимом) и отдельно (в виде многочисленных скульптур). Изумил попугай, говорящий по-русски. Именно по-русски! На этот счет было высказано три версии: 1) среди паломников в основном русские, 2) с попугаями говорят только русские, 3) подарили попугая русские. Мне, честно говоря, особенно импонирует вторая версия.

В монастыре преп. Герасима Иорданского:


Напольная мозаика в храме - лев, осел и верблюд:


Иконы преподобного Герасима со львом:










Рядом с нашим маршрутом находилось Мертвое море. В программе его посещения не было запланировано. Это связано, в том числе, и с тем, что многие православные верующие считают, что над этим морем тяготит некое проклятие и купаться в нем нельзя. Я не буду вдаваться в рассмотрение разных точек зрения, скажу только, что мы с Марой очень хотели побывать на Мертвом море, а так как посещение его не требовало отклонения от маршрута, то гид не видел сложности в том, чтобы его посетить. Проведя голосование среди группы, он убедился, что подавляющее большинство за то, чтобы искупаться в море, и автобус сделал остановку в нужном месте. Глина на берегу и на дне моря  представляет собой лечебную грязь, по которой, однако, довольно сложно продвигаться, по причине большой скользкости. Плавать в море не получается, так как вода очень плотная и совершенно нивелируется такое понятие, как инерция движения. Двинул руки назад - чуть проплыл вперед и сразу остановился, двинул руки вперед - проплыл назад. В общем, далеко не уплывешь. Зато можно лежать на воде и греться на солнышке. Гид предупреждал, чтобы мы берегли глаза, но мне все-таки попала вода. Из-за своей солености она начинает очень разъедать глаза, пришлось срочно «эвакуироваться» на берег - под душ, благо он совсем рядом. В общем, на обычное купание в море это было мало похоже. Зато начала проходить моя кожная аллергия. Но у Мары, наоборот, аллергия проявилась. Так что вода действует на всех по-разному.

Мертвое море:


К вечеру, мы приехали в Новый Иерихон. Там посетили храм Закхея. На территории храма есть остатки дерева, на которое, по преданию, и забрался этот бывший мытарь. Может быть это и есть то самое дерево, но ведь прошло почти 2000 лет - лично мне трудно представить, что это остатки именно того самого растения. Впрочем, важно не дерево, а само Евангельское событие. Кстати, впоследствии Закхей стал епископом. В храме много его икон, на одних он изображается на дереве, а на других - в епископском облачении. Царские врата в храме Закхея необычны - они представляют собой одну сплошную деревянную перегородку-дверь, отъезжающую в сторону. Как нам объяснил гид, такие врата для того, чтобы в алтарь не мог въехать конник - мусульманин. Очевидно, такое случалось, ведь и в других храмах Святой Земли на этот счет принимались меры.

В храме святого Закхея, царские врата с изображением Христа в образе Великого архиерея:

Закхей-мытарь на дереве (металические плашки - благодарности от людей):


Закхей-епископ Кесарии:


В Израиле Ветхий и Новый Заветы все время пересекаются. Рядом с храмом святителя Закхея находится источник пророка Елисея. Об этом источнике повествуется в 4-ой книге Царств (2:19-22). Там рассказывается о том, что в одном городе, в источнике была плохая вода, от которой умирали люди. Пророк Елисей очистил ее, бросив туда соль. Сейчас источник выглядит очень промышленно - собственно это арык - канал, питающий городской водопровод. Тем не менее, мы набрали в нем воды и походили по воде босыми ногами.

Источник пророка Елисея:




Так растут бананы:


В Иерихоне мы остановились в очень неплохой гостинице. Нам с Марой выпал номер в отдельном домике на улице. Номер был очень большой, а на улице бассейны - прямо перед выходом. Насколько я понял, это была арабская мусульманская гостиница.

Рано утром автобус повез нас в Вифлеем. Там, в древней базилике Рождества, шла служба. Справа от главного придела спуск вниз - в пещеру Рождества. В очереди на поклонение месту, где родился и был положен в ясли Иисус, встречаю друзей из Москвы, из храма, где я регентую! Совершенно случайно получилось, что они в те же даты оказались на Святой Земле.

В пещере Рождества, несмотря на ужасную сутолоку, было как-то особенно радостно. Наверное, от осознания того, что на этом самом месте родился Младенец Христос и здесь лежал в яслях!

В храме Рождества Христова в Вифлееме:


В пещере Рождества Христова:


Мозаики третьего века на полу базилики Рождества (Вифлеем):



Рафаил рассказал о базилике, о мозаиках на стенах. Показал напольные мозаики, которые датируются третьим веком, и продемонстрировал настолько же древнюю купель - предложив представить - сколько в ней было крещено людей за эти века.

Мы с Марой очень обрадовались, узнав о том, что нас повезут в монастырь преп. Саввы Освященного. К этому святому у нас особое отношение. Ведь на нашем приходе ежегодно в день его памяти служится уставная всенощная с пением всего канона и всех положенных текстов, с чтением поучений, которые предписываются уставом. Преподобный Савва Освященный является автором Иерусалимского устава, принятого и Русской Православной Церковью. Сегодня, в приходской жизни, устав, конечно, сильно сокращается. Желание прикоснуться к опыту предков, подвигло на нашем приходе некоторых батюшек, диаконов, регентов и певчих совершать раз в году на день памяти этого святого службу без сокращений (в точности по типикону). Такая всенощная вместе с Литургией продолжается более семи с половиной часов. Зато приносит радость, сродни пасхальной, и переносится легко.

Окрестности монастыря преподобного Саввы:




Кедронская долина - здесь, в пещерах, в иные времена жило до 10 000 отшельников:








Связь монастыря святого Саввы с нашим приходом еще усиливается благодаря тому, что в этом монастыре, а также в соседнем монастыре преп. Феодосия, находятся мощи святых, в честь которых освящен один из приделов нашего Благовещенского храма. А именно - святых преподобных Ксенофонта и Марии со чадами Иоанном и Аркадием. Мощи преп. Ксенофонта с сыновьями находятся в монастыре преп. Саввы (где они и подвизались), а мощи преп. Марии находятся в монастыре преп. Феодосия. Было очень приятно увидеть такую духовную связь между нашим храмом и этими монастырями Святой Земли.

Вид на монастырь святого Саввы Освященного:







Монастырь преп. Феодосия (находится рядом с монастырем преп. Саввы):


Монастырь святого Саввы находится в пустыне, среди гор. Под ним, в расщелине, протекает поток Кедрон. По обеим сторонам потока, в скалах видны пещеры - в этих пещерах жили когда-то отшельники, количество их (на протяжении всей расщелины - это несколько километров) доходило, в иные времена, до десяти тысяч. В монастырь пускают только паломников-мужчин. Женщинам приходится ждать снаружи. Пока мужская часть группы находилась в монастыре, некоторые наши женщины (и Мара в их числе) не поленились и сходили, по узенькой горной тропке, к пещере преп. Саввы, которая находится на другой стороне расщелины, и к ней ведет мост со множеством ступеней вниз и вверх. Мара рассказывала потом, что видела недалеко от пещеры каменного зайца, о котором поется в 103 псалме («камень - прибежище заяцем»), и повстречала ослика, спускающегося по горным ступеням навстречу, с которым было не так-то просто разминуться.

Монастырь отличается строгим уставом, длинными службами без сокращений. Время в монастыре, так называемое, византийское - мы были у них днем: около 12-ти часов, а по ихнему было уже 6 вечера.

Фотографировать внутри монастыря нельзя. Это, кстати, редкость для храмов и монастырей Святой Земли, - как правило, везде можно свободно фотографировать. Наш гид Рафаил провел нас по монастырю, рассказал немного о его обычаях и истории, а затем нас угостили кофе, которое я разлил на себя и на стол. На выходе из монастыря нас снова угостили, на этот раз каким-то сладким напитком, и кто-то разлил на себя этот напиток. Тем временем, под стенами монастыря женщины из нашей группы пели, под руководством Мары, акафист святому Савве.

В монастыре преп. Саввы чувствуется дух если не древнего монашества, то, по крайней мере, дух древнего устава. Строгость этого монастыря привлекает к нему насельников. В настоящий момент там более 20 человек, что, для современного монастыря на Святой Земле, не так уж мало.

В тот же день мы были на Поле пастухов. Это храмовый комплекс на том месте, где пастухам явились ангелы, чтобы сообщить о Рождении Младенца-Христа. Храм Собора Пресвятой Богородицы с интересными росписями все того же, «фаворского мастера» и необычная икона преп. Марии Египетской (см. фото) является основным строением здесь. А рядом находится древний подземный храм в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Тут же ведутся и раскопки с древними мозаиками.

Преподобная Мария Египетская (святая покровительница Мары):


Бегство в Египет (сзади идет будущий апостол Иаков брат Господень - мой святой покровитель):


Раскопки:


Вообще, как я понял, различных раскопок на Святой Земле очень много. Ими не успевают заниматься, да и некому, поэтому многие из них находятся в довольно плачевном состоянии (правда, тем самым, возможно подчеркивается их древность). Когда мы только прилетели в Израиль, вышли из самолета и шли по аэропорту, Мару заинтересовали мозаики на стенах этого весьма современного здания. Я решил, что это возможно, копии каких-то мозаик, а Мара настаивала на том, что это подлинники. Мне же было странно - что подлинники могут делать в здании аэропорта?! Впоследствии, оказалось, что это действительно подлинники, выкопанные на территории Израиля, а так как музея для них не нашлось, то и разместили их прямо на стенах аэропорта Бен-Гурион. Удивительно - как Мара на глазок, пробегая вместе с группой и вещами, определила их подлинность!

В нашу программу входило участие в празднике, который совершается только здесь, на Святой Земле, и только раз в год. Речь идет о празднике «Целования» в память посещения Девой Марией после Благовещения своей родственницы - праведной Елисаветы. Чин этого праздника составил основатель Русской духовной миссии Антонин Капустин в 19 веке. Совершается чин на четвертый день после праздника Благовещения. Из Троицкого собора Миссии к источнику Божией Матери в селении Эйн Карем (где, по преданию, и произошла встреча) перевозят икону Благовещения. Здесь икону встречают верующие и монахини из Горнецкого монастыря, после чего начинается крестный ход в монастырь. Дорожки монастыря украшены травой, а перед храмом (Казанской иконы) устроен круг из цветов. После крестного хода, в храме начинается всенощная. Затем, после трехмесячного пребывания в Горнем, икона Благовещения возвращается в Троицкий собор.

На празднике «Целования»:


На празднике «Целования». Горнецкий монастырь:


Продолжение в следующей публикации.

христианство, жизнь, путешествия

Previous post Next post
Up