Студенческая миссия в 19-ти словах

Apr 03, 2013 16:11

Оригинал взят у yak_regent в Студенческая миссия в 19-ти словах

Вступление:
Сегодня ровно неделя как мы ходили к студентам с миссией, и сегодня мы были у них же снова. Чувства и мысли переполняют и очень хочется ими поделиться.

Что и кто:
Миссионерские выходы организованны Епархиальными миссионерскими курсами, которые посещает Мара и, в какой-то степени, я. В качестве практики проходят выходы к студентам, на вокзал, в тюрьму.

Подготовка:
Перед выходом, который состоялся неделю назад, мы серьезно готовились. Докладчики - их было двое - тщательно готовили свою тему - свидетельство о том, как они сами пришли к вере. Остальные тренировали работу с малой группой, где главный принцип - дать высказаться тем, к кому мы пришли, дать им возможность самим поразмышлять над вопросами, связанными с верой.

Начало:
Наконец наступил вторник, 12 часов дня. Мы собрались недалеко от места предстоящей миссии. Еще раз все обсудили, помолились вместе, и пошли к студентам. У нас было три часа общения со студентами. Докладчики - о. Серафим (иеромонах) и Настя - учащиеся миссионерских курсов, рассказали свои темы. Студенты слушали с большим интересом, потому, что темы были хорошо подготовлены и звучали именно как свидетельство (а не как поучение) с массой интересных и ярких примеров из жизни.

Малые группы:
После этого мы разделились на четыре малые группы - в каждой группе по 2-3 человека от нас и 6-8 человек студентов. Я, в своей группе, должен был быть ведущим и у меня было два помощника - Наталья Пономарева - преподаватель миссионерских курсов и Татьяна - учащаяся курсов.

Неожиданность:
Дальше произошло то, что меня шокировало. Девушки (а в моей группе были только они) стали вдруг говорить, что их уже достали разговорами о вере и православии. Они сошлись в том, что им говорят о православии на уроках и лекциях, профильно никак не связанных с православием. А некоторые сказали, также, что и дома их донимают православием. При этом, ВУЗ, как и профессия (педагоги-психологи), совершенно светский.

Выслушивание:
В итоге, хотя замышлялось, что ведущий группы я, Наталья Пономарева перехватила ведение, так как почувствовала, что ситуация совершенно нестандартная. Главное,  к чему сводилось дальнейшее ее ведение - это дать этим девушкам высказаться. Некоторые вещи, которые они говорили, были довольно ожидаемые (например, священники на дорогих машинах), другие вещи я, лично, никак не ожидал. Например то, что их заставляют идти в церковь, быть православными. Также, прозвучала мысль о неискренности самих верующих, которые вроде верят, а дела творят несоответствующие их вере.

Прошлый опыт:
Когда я ездил в миссионерские поездки будучи студентом ПСТГУ, никогда не бывало такой ситуации, чтобы наши слушатели и собеседники говорили, что устали они от православия, от того, что их тащут в церковь и т.д. Наоборот, так или иначе, но всегда был интерес. По крайней мере, интерес к новому.

Наконец-то высказались:
По окончании нашего обсуждения в малой группе, одна из девушек сказала: "Ну, наконец-то, мы высказались". Таким образом, та цель - чтобы дать им высказаться, была достигнута. При этом, чувства с которыми они говорили, не были спокойными. Можно сказать, что они испытывали возмущение от того, что им навязывают веру. Было явно видно, что у них образовался антогонизм или "стена" по словам одной из девушек, по отношению к вере.

Положительный опыт:
Надо сказать, что не во всех малых группах было так. Например, у Мары все прошло достаточно благополучно. Ребят многое интересовало, была активная дискуссия. В конце общения студенты с удивлением и радостью отметили, что наши миссионеры были очень приветливыми и улыбчивыми.

Надежды:
Во время последующего обсуждения (уже без студентов) встречи и ее результатов, мы отметили то, что самой главной целью, которую мы, как надеемся, достигли, было показать, что не все православные навязывают веру. Что с нами можно поговорить и на другие темы. Что мы можем выслушивать.

Снова к ним:
Когда я услышал, что через неделю мы идем к этим же студентам, мне стало слегка не по себе. Но я думал, что студентов, как и в первый раз, будет много и, тем самым, хотя бы кому-то наш приход будет интересен (как и в первый раз). Темы для доклада (до того, как мы разобьемся на малые группы) была выбрана в связи с вопросами студентов (о том, зачем ходить в церковь, что значат обряды, о мистике).

Сюрприз:
Оказалось, что студентов было гораздо меньше и это была именно та самая группа девушек плюс два юноши и еще пара девушек из другой группы. Возникла очень сложная ситуация. Нам сразу дали понять, что очень не рады нам, что им очень жалко, что не будет их предмета, что они просто возмущены, так как их опять преследуют православные и т.д. Так как их было мало, а также из-за сложности ситуации, мы не делились на малы группы. Кроме того, уже было не до подготовленной темы.

Поиск взаимопонимания:
Мы очень долго пытались как-то найти общий язык, предлагали им темы для обсуждения, спрашивали, что их интересует. Наконец, услышали от них, что при их состоянии - резко негативном, они не готовы говорить с нами ни на какие темы. Мы попытались заговорить на психологические темы, на что получили ответ, что они в психологии разбираются лучше нас. Была очень напряженная пауза, когда совершенно непонятно было, что делать дальше. Мы только молились про себя. Наконец, Света Захарова, сказала, что так как она окончила психфак МГУ, она может рассказать психологическую тему. Для студентов было неожиданностью, что среди нас есть специалисты в области психологии, и они проявили некоторый интерес. Тема была об эмпатическом ответе - о том, как выслушать человека, дать ему высказаться, оказать сочуствие.

Поворот:
Тема ребят заинтересовала, лед тронулся. Затем тема перешла на воспитание, а потом на отношения мужчин и женщин. Тут уже оживились почти все. Большинство студентов активно участвовали в дискуссии. В какой-то момент появилось ощущение, что мы уже общаемся как друзья.

Результат:
В конце встречи мы попросили дать нам обратную связь - как им было, что понравилось, что нет. Студенты поочереди дали свои отзывы, в основном говоря о том, что темы (особенно, отношения мужчин и женщин) их очень заинтересовали и, главное, что было важно для нас, что подобное общение - не на темы веры и православия, а просто на актуальную тему, - примирило их с нами, в какой-то степени. Важно, что мы свидетельствовали о себе и своем опыте, практически не упоминая о том, что мы православные. Показалось, что некоторым из них даже захотелось продолжить общение на затронутые темы и темы психологии.

Наша миссия:
Я, и другие участники сегодняшнего миссионерского выхода, испытываем большую радость от того, что наш выход послужит, видимо, на пользу. Польза же состоит в том, чтобы те, с кем мы сегодня общались, поняли, что православие и вера - это не всегда навязывание, не всегда неискренность, не всегда непонятные обряды, которые зачем-то обязательно нужно соблюдать, не всегда официоз и обвинение всех "неправильных". Я думаю, что Господь недаром послал нас снова к этой группе, а этой группе послал нас. Наша миссия состояла в том, что реабилитировать хотя бы отчасти православие и веру в глазах этих людей. Мне кажется, что теперь они стали ближе к тому, чтобы прийти к вере и к церкви.

Печаль:
С другой стороны, есть большая досада и грусть по поводу того, что агрессивное "миссионерство" отталкивает людей от Бога и веры. Делает их не ближе к церкви, а дальше. Формальный подход, когда важно не общение с человеком, не выслушивание его, не принятие его, а просто, безапелляционное сообщение своих каких-то истин - еще усугубляет проблему многократно.

Призыв:
Давайте забудем о том, что мы "правы", откажемся от желания "обратить" сразу всех "скопом"! Давайте будем учиться выслушивать отдельных людей, строить с ними общение, принимать их такими, какие они на данный момент есть. Проявлять любовь и понимание к конкретным людям, а в словах, скорее свидетельствовать о своем опыте, чем поучать.

христианство, вопросы веры

Previous post Next post
Up