Оригинал взят у
adam_a_nt в
Церковь: миссия или деградацияДрузья, сегодня ко мне по почте пришла ещё одна статья моего знакомого К. Николаева с просьбой опубликовать её. Так же как предыдущую, эту статью не взяли в церковные СМИ, куда он обращался, по-видимому, опасаясь наезда со стороны фундаменталистов. Предыдущая его статья
"Церковные манипуляторы" вызвала много откликов. Тема этой статьи мне близка - подлинная миссия и её подмены.
Церковь: миссия или деградация
Признаюсь сразу, намерение написать эту заметку вызвано у меня всплеском активности моих старых знакомых - «русских империалистов», группирующихся на ресурсе с окопным названием «Русская народная линия». Года два назад пришлось мне с ними попикироваться по поводу нападок на давнишних моих друзей, о. Георгия Кочеткова и членов руководимого им братства. Не знал я тогда, что вношу скромную лепту в большое событие: линию лишили благословения, после чего она сама собой разорвалась на две: умеренную (не в смысле длины, а в смысле поведения), и беспредельную (тоже в смысле поведения). Последняя было поутихла, но потом опять взялась за старое, и совсем недавно снова пошла в атаку на о. Георгия, на этот раз предприняв обходной маневр и обрушившись на его Архангельских друзей и единомышленников. Теперь в той епархии фундаменталистам раздолье, у них там свой митрополит, до мозга костей, видно, свой
Пока я раздумывал, писать или нет, и о чем именно писать, появилось несколько выступлений в защиту о. Иоанна Привалова, которые, как показалось, тему исчерпали. Если что и хотелось бы добавить, то несколько штрихов к материалу двух моих новообретенных единомышленников: Н. Константинова и Ф. Немухина.
Я совершенно разделяю их оценку происходящего как спланированную кампанию, но думаю правильнее будет предложить здесь еще один уровень обобщения: это не просто борьба клики мракобесов с конкретными ревностными служителями Церкви о. Георгием Кочетковым и о. Иоанном Приваловым. Это знамение судьбоносного времени: Русская православная церковь дошла до последней развилки. Дальше только два пути: или возрождение - или деградация. У нее нет ни времени, ни ресурсов, ни оснований для консервации своего наличного состояния. Сохранять статус кво сегодня, значит уже не провоцировать, а планомерно готовить взрыв.
Мне приходилось неоднократно говорить о явлении Диомидовщины. Напомню, Диомид - это низложенный несколько лет назад епископ Чукотский, ретивейший «ревнитель преданий старцев», возжелавший отгородить все православие от остального мира, заморозив его для верности в угодной ему одному форме. Диомида в церкви больше нет, но не исчез дух, желающий всему замереть и никогда более не двигаться. И уже не так важно, что он до времени может быть и безобиден. Придет пора, и внешняя кротость обернется яростной злобой.
В Архангельско-заостровском казусе тем временем произошло обострение: глава миссионерского отдела прот. Евгений Соколов через хорошо знакомый нам интернет-ресурс «Русская народная линия» (та, что беспредельная) уже призывает о. Иоанна Привалова со чадами к покаянию в ереси. Даже от неистового митрополита Даниила этого еще не слышали. Причем лицо-то у священника не злое, и глаза кому-нибудь добрыми покажутся. Что именно он называет ересью - так и остается неясным. Больше всего о. Евгения не устраивает выступление С.Ю. Юрского - а при чем тут о. Иоанн и прихожане? Потом еще отца-миссионера возмутили хрестоматийные для раннехристианских апологетов и учителей церкви слова о том, что вера в бессмертие души сама по себе есть язычество. Это что же, дипломированный миссионер не в курсе, что именно такими выражениями иллюстрировалась односторонность платоновской антропологии, в которой соединение души и тела носит случайный характер как раз потому, что предсуществующая душа по смерти отделяется и в сохранности попадает в безвидный Аид? По каким же материалам, позвольте полюбопытствовать, нынче готовятся миссионеры? Может, сами же их и сочиняют?
Ну да ладно, невежество, пусть подчас и дремучее, сегодня не главный порок. Другого понять не могу, - откуда берется такая готовность кидаться по начальственному науськиванию на кого прикажут?
Всегда считал, что миссионер - это высокое церковное призвание, служение, возвещающее истину Евангелия, приносящего свет, избавляющего от власти тьмы. Уверен был, что настоящая миссия пронизывает само бытие Христовой Церкви. И когда она живет радостью приблизившегося Царства Небесного, ее все труднее не заметить со стороны, потому что одновременно на глазах у многих с людьми происходят неоспоримые и разительные перемены к лучшему: уходят отягощающие душу грехи, переоцениваются ценности, появляются приличествующие человеческому званию и Божескому призванию приоритеты. Люди добреют, тянутся к вечному, наконец, ориентируются на такой критерий праведности, который раньше казался им до смехотворности невозможным, - на жертвенную любовь. И ведь были времена, когда это осуществлялось, и стремительно росло число действительных, а не социологических христиан, когда сама Церковь была миссией Христа - Победителя Смерти.
Бывали, конечно, и времена другие, когда власть предержащие считали удобным разом объявить всех своих подданных христианами - для лучшей управляемости. Казалось, что проще удерживать территорию с таким населением, которое уберегается от разброда и шатаний одной большой застегнутой на нем скрепой. Великая иллюзия, совсем недавно озвученная в энный раз. Правда, у такой гигантской застежки, национальной или - того крупнее - имперской, неизменно появлялось одно странное свойство: она как-то быстро начинала ржаветь и приходила в негодность задолго до обрушения самих государственных монстров, которых и призвана была предохранять от распада. И миссия с такой идеологией не уживается - или исчезает совсем, или адресуется к еще сохраняющимся где-то язычникам. Так было с равноапостольными свв. Кириллом и Мефодием, к месту здесь вспомнить и великую плеяду русских миссионеров: свв. Стефана Пермского, Германа Аляскинского, Макария Алтайского, Иннокентия Московского, Николая Японского, и еще многих других, не столь известных.
Но откуда же берутся миссионеры с наклонностями карателей? В поисках ответа попытался выяснить прошлое о. Евгения Соколова. Без труда отыскал биографию, прочитал и глазам не поверил: шесть поколений священников по отцовской линии. Последний из них, дед о. Евгения, репрессирован, впоследствии репрессирован и отец. Это чтобы затем их потомок, приняв сан, сам стал соучастником репрессий?
До чего же довел наш несчастный народ 75-летний морок большевизма-сталинизма, что внук сгинувшего в лагерях священника по собственной воле готов превратиться в гниловатый сучок на дубинке озлобившегося митрополита
А ведь только на одной моей памяти это не первый случай. Как-то само собой в связи с именем о. Георгия Кочеткова, атакованного опять русской народной «фалангой», всплыло в памяти имя о. Сергия Правдолюбова. Того самого, который возглавлял в 2000 году московскую комиссию, единственной целью которой было «навесить» на о. Георгия как можно больше всяческих ересей. И навесили, но перестарались, поскольку не может человек исповедовать взаимоисключающие взгляды. Правдолюбовскую комиссию признали профнепригодной и расформировали за неуспешность. Но соль-то в том, что о. Сергий тоже внук достойнейшего деда-священника, и тоже пострадавшего от режима. Бог мой, это что, - тенденция, или, может быть, уже закономерность?! Господи, помилуй нас, грешных!
К. Николаев
Прошу сделать перепост этой статьи