Первый "Образцовый". Журнал "Наука и Жизнь", 1967 год, № 2.

Sep 14, 2014 17:53



Отечество. Биографии инженерных сооружений.

Ранней осенью 1806 года на пересечении Невского проспекта и Мойки толпа любопытных петербуржцев с интересом - осматривала странные чугунные ящики, сложенные на берегу. Рабочие втаскивали эти ящики на временные подмости, переброшенные через Мойку, ставили их вплотную друг к другу и свинчивали большими болтами. А когда поставили последний ящик, получилась пологая чугунная арка. Потом рядом с ней собрали еще одну такую же, потом еще несколько. И когда подмости убрали, над рекой, между гранитными берегами, повис чугунный мост. Его назвали «Зеленый», так как на этом месте раньше был деревянный мост, выкрашенный в зеленый цвет.




Так в Петербурге, на Невском проспекте, был построен первый в России городской металлический мост. Впрочем, небольшие пешеходные мостики строились и раньше, в конце XVIII века, в парке Царского Села, под Петербургом. Но это были еще очень небольшие мосты, скорее очередные парковые «затеи», чем серьезные инженерные сооружения. Теперь же новому материалу - чугуну - предстояло держать настоящий экзамен на самой оживленной магистрали столицы.

Как всегда, находились скептики. Они твердили, что мост непременно провалится под первой же ломовой телегой: «Больно тонок!» Но мост не провалился. Больше полутора веков он продолжает исправно нести свою службу. И теперь уже не брички и телеги, а тяжелые грузовики и троллейбусы снуют по мосту.

Строительство чугунного моста открыло новую эпоху в русском мостостроении - эпоху металлических мостов. Первые чугунные мосты появились в конце XVIII века в Англии - в то время самой передовой в техническом отношении стране; в начале XIX века чугунные мосты стали строиться на европейском континенте. И новый петербургский мост был в числе первых.

Автор этого интересного, новаторского для того времени сооружения видный петербургский архитектор и инженер Василий Иванович Гесте. Он был известен как один из авторов альбомов «образцовых» (то есть типовых) проектов различных жилых и общественных зданий, разработанных в начале XIX столетия.

Свод нового моста был собран из пустотелых чугунных блоков-ящиков, которые скреплялись друг с другом болтами. В какой-то мере они могут рассматриваться как, отдаленные прототипы современных тюбингов, из которых изготовляется крепление тоннелей метрополитенов.

Конструкция моста оказалась очень удачной, и его проект был утвержден как «образцовый». Таким образом, это был первый в мире проект типового металлического моста. В соответствии с этим проектом вскоре после Отечественной войны 1812 года в Петербурге; было построено ещё несколько мостов через Мойку - Красный (на Гороховой улице, ныне улице Дзержинского), Синий (на Исаакиевской площади) и ряд других.

Архитектурный облик Народного моста (так был назван после Октябрьской революции Зеленый мост) - наглядный пример того, как новый строительный материал порождает и новые архитектурные формы. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить его тонкую пологую арку с гораздо более массивными и крутыми арками старых каменных мостов. Высокая удельная прочность чугуна позволила резко изменить пропорции арки, сделать ее более изящной.

Современники высоко оценили архитектурные достоинства новых чугунных мостов. Любуясь их «повисшими над водами» арками, Пушкин мечтал о том времени, когда

Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой...

Инженер А.А. Пунин.



На снимке вверху: Зеленый мост (гравюра Начала XIX века).



Из таких блоков-ящиков создан свод Зеленого моста.

Журнал "Наука  и Жизнь", 1967 год, № 2.
_______________________________
07.09.2014, Маргарита Симакова, http://armycarus.do.am

Зелёный мост, Наука и Жизнь, Петербург

Previous post Next post
Up