ОТЕЧЕСТВО
Туристскими тропами
Пещерные города Крыма
Между Севастополем и Бахчисараем лежит совсем особенный край, безлюдный и суровый.
Влажная жара в долинах и вечный ветер на высотах, отвесные белые скалы и лес весь в каких-то диких колючках, россыпи черепков на полях, в оврагах и, наконец, руины на скалах и горных плато.
Руины эти словно сошли со страниц романтических книг прошлого века. Кажется, что только на виньетках к старым изданиям Жуковского существовали очарованные замки, башни и пещеры, укрытые зеленым плющом. Пещеры и дали название развалинам. Название неточное и неверное, но широко распространенное - «пещерные города».
Крепостные стены Чуфут-Кале.
Колеи при въезде в пещерный город Чуфут-Кале.
Боевые казематы пещерного города Эски-Кермен.
Судьба их различна. Одни заселялись, когда другие были уже мертвы. Одни погибли под ударами хазар, другие *- позже, разделив участь многих городов, уничтоженных монголами. Иные пережили монгольское нашествие и только после ожесточенной борьбы были захвачены турками. Некоторые были просто оставлены жителями, когда жизнь стала безопаснее.
Это либо феодальные замки и небольшие крепости (Кыз-Куле, Бакла), либо монастыри, вырубленные в отвесных стенах ущелий (Челтер), либо, наконец, развалины сравнительно крупных городов (Эски-Кермен, Чуфут-Кале и Мангуп).
До нас дошли и многочисленные искусственные пещеры (в одном городе Эски-Кермен их больше трехсот пятидесяти).
Пещеры эти служили погребами и складами, хлевами и кладовыми, тюрьмами и боевыми казематами, храмами, часовнями и усыпальницами. Но очень редко они использовались для жилья.
Чуфут-Кале - наиболее сохранившийся и наиболее доступный из пещерных городов Крыма - расположен неподалеку от Бахчисарая. Вот как описывал его автор книги «Путешествие в полуденную Россию», изданной в начале прошлого века: «Утесистая гора стоит на чрезвычайной вышине, слои камней ее покрывают, висящие скалы грозят падением, но на самой вершине горы возносится город с крепостью. Дерзость человека вознеслась выше ужасов природы и обитатели земной планеты поселились в недрах облачного мира...»
Написанные без преувеличения, со старомодной торжественностью, слова эти верны по сути: город действительно поражает воображение. Здесь можно часами бродить по улицам среди стен и пахучих зарослей шиповника, по древним дорожным колеям, глубоко врезавшимся в известняк. Сколько же колес проскрипело по этим камням, чтобы выбить в них борозды такой глубины!
Замки и крепости. Каждый из них по-своему интересен. Особенно впечатляет «пещерный город» у села Крепкое, который уже лет четыреста назад называли Старая Крепость (Эски-Кермен). Сейчас тут ничего нет, кроме груд камня, поросших лесом. Стены и башни были снесены еще в XII столетии после неудав-шегося антихазарского восстания.
Окончательному разгрому его подвергли татары темника Ногая в конце тринадцатого века. Раскопки обнаружили угли, пепел огромного пожара и скелеты людей со следами сабельных ударов. Это был город ремесленников и земледельцев - людей трудолюбивых. Здесь находится наибольшее количество пещерных храмов и усыпальниц. Пещер так много, что у первых исследователей зародилась мысль о том, что древние жители владели секретом размягчения камня. Как прорубали они сверху вниз весь массив горы, чтобы устроить осадный колодец? Сколько людей трудилось при возведении всех пещерных храмов и склепов?
П. Сумароков - один из первых исследователей города - писал о пещерах так:
«Недостает удивления, когда усматриваешь, что все эти снаружи и внутри принадлежности иссечены смелой рукой из одного цельного куска горы. Воображение исчисляет тяжкие подвиги, необыкновенное житье, ненадежность на спокойствие в бедственной участи их соболезнует». Здесь когда-то начинались владения христианских князей Феодоро. Их столица Мангуп тоже недалеко, а за ней пещерные монастыри и, наконец, остатки крепости Каламита. Но описания этих памятников вышли бы далеко за рамки этих заметок.
В. ЕСАУЛОВ.
Наука и Жизнь, 1976 год, №7.