"Ничья длится мгновение", РАМТ, р. М. Карбаускис

Feb 04, 2015 21:14

Блогпоход ЖЖ РАМТа

Длинный стол, стулья, шесть мольбертов, на которых установлены шахматные доски с недоигранными партиями, шесть подвесных светильников над столом. Похоже на сеанс одновременной игры в шахматы. Но тут один из участников игры надевает повязку на рукав с нацистской символикой, а другой - пиджак с жёлтой звездой. Из ярких цветов в спектакле только эти звезды, остальная цветовая гамма от белого до черного, причем черное и серое преобладают. Место, где проходит шахматная игра - еврейское гетто. И выигрыш означает свою смерть, проигрыш - смерть близких людей.
Минимум декораций, минимум динамики, минимум актеров. Все строго и ограниченно, выход за рамки гетто - выход из игры. Каждый актёр, рассказывая свою историю, обращается непосредственно в зал, рассказывая всё четко, лаконично, как будто ведет шахматную партию, где нужен разум, без эмоций. Не хватает только тиканья часов, отсчитывающих время до конца партии, а соответственно жизни. Их истории не вызывают эмоций, для них - это повседневность, они к этому привыкли, у них уже нет другой жизни. Но страх в том и заключается, что человеческая жизнь - становится жизнью пешки на шахматной доске.
Александр Гришин играет Шогера - «дирижёра» жизни для обитателей гетто. Как будто специально ждущий промаха, отклонения от установленного режима, чтобы наказать виновного, добиться полного подчинения себе. Удары плетью, смертная казнь - все приговоры им выносятся легко, с нескрываемым удовольствием. И главное для семьи Липман не поддаться, остаться верными себе, пусть даже цена этой партии - жизнь.
«Авраам родил дочь Инну…», «…дочь Рахиль», «…сына Касриэла», «… дочь Тайбеле», «…сына Исаака» - начинается каждая история со слов Авраама Липмана (Илья Исаев) о своих детях. С тяжелым сердцем, тяжелым взглядом, и, чувствуется, что с тяжестью в теле, он переживает всё, что происходит с его детьми.
Инна - Дарья Семёнова. Ради постановки оперы «Жидовка» Галеви, которую репетировали по ночам, она рискнёт и выйдет из дома, чтобы взять у подруги партитуру. Но опоздает вернуться к назначенному времени…
Рахиль - Нелли Уварова. Женщина стала матерью, потеряв до этого первого сына и мужа. Она с нежностью вспоминает о муже, о том, как же хорошо им было на море. Но в разговоре с соседкой по комнате понимает, что не просто так ребенок светленький и не похож на неё и мужа, что это рождение - результат опытов…
Касриэл - Александр Доронин. Умный молодой человек, верящий, что благодаря философии можно стать сверхчеловеком. Но, увы, философия не находит оправданий для предательства и не спасает от физической боли. И он идет по третьему пути…
Тайбеле. В спектакле её нет, лишь обозначена маленьким полушубком с жёлтой звездой. Младшая дочка Авраама, которую приютила литовская семья, чтобы она не попала в гетто. Но счастье, которое она приносит своей приемной, бездетной семье оказывается недолгим….
Исаак - Дмитрий Кривощапов. Он молод, влюблен. Каждый вечер пытается пронести хотя бы одну ромашку для любимой, и каждый день за ромашки наказание всё строже и строже. И ему, молодому и счастливому, выпадает непростой выбор: жизнь своя и своей любимой или жизнь всех детей гетто. Шогер, который никак не мог выиграть в шахматы у Исаака, ставит условие: если проиграет, останется жив, выиграет - останутся живы дети, но и он и его любимая погибнут. Есть только один выход: ничья или вечный шах, тогда не пострадает никто…
Зрители смотрят спектакль, находясь в непосредственной близости от актёров, располагаясь лавочках в семь рядов, которые стоят на той же сцене, где играют актёры. И тем еще ближе и понятнее становится предисловие из программки к спектаклю:
«"Ты думаешь, что гетто - только в гетто, - говорит мне Янек. - Напрасно ты так думаешь, Изя. Там, дальше, - тоже гетто. Только и разница, что наше гетто огорожено, а там - без ограды".

блогпоход, РАМТ

Previous post Next post
Up