.
Образ Фриды Кало - один из самых запоминающихся в истории искусства, но мало кто знает, что для мексиканской художницы макияж был не просто атрибутом образа, но средством самовыражения и одним из инструментов ее творчества.
В 2004 году личные вещи Фриды Кало стали достоянием общественности - до этого они полвека хранились в знаменитом «Синем доме», где она жила с Диего Риверой. Эта находка помогла не только лучше понять творчество художницы, но и углубиться в более интимные подробности ее жизни - например, узнать, как она ухаживала за собой. Среди красочных платьев, писем, медикаментов и тысяч фотографий авторства Мана Рэя обнаружилось и содержимое косметички Кало. Вместе с другими артефактами, которые с 1954 года были заперты в ванной комнате «Синего дома», любимые средства художницы стали частью экспозиции Frida Kahlo: Making Her Self Up в лондонском Музее Виктории и Альберта. Она пройдет до 4 ноября 2018 года.
Косметика Фриды Кало
Среди экспонатов - баночка ее любимого крема Pond’s, румяна и помада Revlon малинового оттенка, впечатляющие коллекции парфюмов и лаков для ногтей. Увы, но среди найденных в доме вещей не обнаружилось ни одной упаковки компактной пудры, которой Кало лично снабжала бьюти-магнат Элена Рубинштейн, известный коллекционер ее работ. И несмотря на некоторое количество косметики для бровей, выставка не может похвастаться ни одной палеткой теней для век. Равно как и тональным кремом или консилером, что, впрочем, свидетельствует скорее о любви Кало к естественной коже.
О последнем можно судить не только по набору косметики, найденному в 2004 году, но и по воспоминаниям современников художницы. «Она не просто обладала странной и при этом завораживающей красотой, она буквально источала ее, - писала Ольга Кампос, которая дружила с Кало. - У нее был особый способ нанесения макияжа, который позволял добиться естественности. Она всегда была «при параде», даже если не ждала гостей. И прекрасно умела себя подать».
«Автопортрет с обезьянкой», 1938
Появление Кало в любой компании заставляло окружающих замереть от восторга. «Люди буквально останавливались на улицах, чтобы посмотреть на нее, - рассказывал фотограф Эдвард Уэстон, который снимал художницу во время ее поездки в Сан-Франциско в 1930 году. Она носила знаменитые платья-теуаны, чтобы подчеркнуть свое мексиканское происхождение, и дополняла их многочисленными украшениями. Каждый день заплетала волосы в тугие косы и закалывала их высоко на затылке, а затем украшала прическу лентами и искусственными цветами. После этого аккуратно наносила помаду и немного румян, а ногти покрывала лаком - все в единой цветовой гамме, красной или оранжевой, иногда ярко-розовой в цвет своего любимого палантина. «Макияж был просто еще одним инструментом, который Фрида Кало использовала для создания собственной идентичности - она никогда не делала что-то просто так», - уверена куратор выставки Клэр Уилкокс.
Фрида Кало, 1938; фотограф: Николас Мюрей
Неудивительно, что декоративная косметика, так же как и одежда, стала для Кало неким подобием маски. Из-за перенесенного ею в шесть лет полиомиелита и автомобильной аварии, которая «наградила» ее инвалидностью, художнице на протяжении всей жизни каждый день приходилось справляться с физическими страданиями. «Макияж стал одним из способов борьбы, - уверена Уилкокс. - Когда тело начало ее подводить, лицо стало холстом, с помощью которого она творила новую себя». Кало мастерски умела обращаться с кистью, и в какой-то момент просто сменила палитру с обычными красками на макияжную палетку. Будучи художницей, она проводила много времени в окружении зеркал, запечатлевая свои автопортреты на холстах. Они были расставлены по всему «Синему дому», где Кало прожила до конца своих дней, а некоторые располагались прямо над кроватью.
Тем, кто не знаком с личностью Фриды Кало близко, может показаться удивительным, что, несмотря на всю пестроту образа, она была крайне неуверена в себе. Так, один из ее ранних автопортретов называется «Очень уродливая». «Из моего лица мне нравятся только брови и глаза, - как-то писала Кало. - Больше ничего. У меня усы, и в целом я скорее похожа на мужчину». Кстати, о тех самых знаменитых бровях. Ее набор для повседневного ухода включал в себя карандаш Revlon оттенка Ebony, а еще средство под названием Talika - его придумали в Париже для лечения ожогов у солдат, но, как оказалось, оно также неплохо стимулировало рост волос. Известно, что Кало не только отказывалась пользоваться пинцетом для прореживания своих кустистых бровей, но напротив, сделала их важной частью своей индивидуальности.
Автопортрет «Очень уродливая», 1933
К слову, во время работы над байопиком «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли именно эта часть лица Кало стала камнем преткновения для художницы по гриму Джуди Чин. Для крупных планов приходилось особенно потрудиться - Чин приклеивала дополнительные волоски вручную, один за одним. «Кало любила яркую помаду и румяна - в ее улыбке чувствуется не только уверенность, но и чувство незащищенности, - рассказывает Чин. - Я постаралась передать это через макияж глаз, играя с приемом светотени. Чтобы сделать чуть округлое и юное лицо Хайек похожим на более жесткий овал Фриды, я воспользовалась техникой контуринга, добавив при этом немного мягкости в ее образ с помощью нежно-розовых румян и помады».
Фрида Кало, 1939; фотограф: Николас Мюрей
С возрастом, когда здоровье художницы только ухудшалось, ее макияж, напротив, становился все более ярким и нарочито искусственным. Эта бьюти-эволюция наглядно видна благодаря работам Николаса Мюрея - фотографа Vogue, который одним из первых начал использовать цветную фотографию и с которым у Кало был продолжительный роман. Каждый видел один из самых знаменитых ее портретов на фоне зеленых в цветочек обоев, на котором можно подробно рассмотреть ее фирменный макияж. Некоторые из работ Мюрея представлены и на выставке в Музее Виктории и Альберта. «На этих фотографиях макияж акцентирован особенно сильно», - рассказывает Уилкокс. Она также уверена, что именно Мюрей, автор множества рекламных плакатов Revlon, убедил Кало краситься более ярко.
Фрида Кало, 1944
«Мне кажется, макияж был важной частью чувственного пробуждения Кало», - продолжает куратор. И вспоминает, что художница нередко использовала в качестве печати для писем близким людям отпечаток собственных губ. «Психологический аспект использования декоративной косметики куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. И Кало, несомненно, понимала силу этого инструмента самовыражения. Разве может быть что-то более интимное, чем отпечаток помады на конверте с письмом?»
Фрида Кало, 1950
Выставка Frida Kahlo: Making Her Self Up, спонсированная компанией Grosvenor Britain & Ireland, пройдет в Музее Виктории и Альберта с 14 июня по 4 ноября 2018 года.
источник