Сегодня многие как в Украине, так и за ее пределами пытаются понять, когда закончится
война, которая то тлеет, то вновь разгорается на Донбассе. Для качественного анализа и правильных выводов необходимо понимание сути происходящего в контексте российской агрессии против Украины. Наиболее точное определение, пожалуй, дают
эксперты, которые называют нынешнюю войну гибридной. Как целью «горячей» конвенциальной войны - войны с применением регулярных войск, вооружения и военной техники, - является навязывание противнику своей воли военными методами, силой оружия и физическим насилием, так и целью гибридной войны является
навязывание одним государством своей политической воли другому государству. Только военные методы в гибридной войне носят вспомогательный характер. В этом контексте я полностью разделяю
мнение Евгения Магды: главными методами ведения гибридной войны являются психологические, коммуникационные, дипломатические, экономические.
Фото: Евгений Фельдман
Гибридная война ведется не за ресурсы, не за территорию, не за стратегические объекты - эта война, прежде всего, ведётся за головы людей, их отношение к миропорядку, ментальные ценности. Ведь чем отличаются свободные территории Украины от оккупированных? Прежде всего, отношением большинства жителей этих территорий к РФ и «русскому миру» и к ЕС и «европейским ценностям». Например, житель Винницкой области, который разделяет ценности «русского мира», чувствует себя живущим на оккупированной территории, несмотря на относительно мирную жизнь в отличие от всех ужасов, которые творятся на оккупированном Донбассе. А житель ЛНР-ДНР, который не принимает
ценности «русского мира», относится к ВСУ как к освободителям, несмотря на всю пропаганду про «карателей», «двух рабов» и «распятых мальчиков».
Читайте:
Вывсёврети. Текст Андрея Водяного Целью гибридной войны, развязанной политическим режимом РФ против Украины, является как раз изменение ценностных установок большинства жителей Украины. И военные методы в этом деле играют далеко не ведущую роль.
Это война идеологическая, здесь происходит противостояние двух этических систем, двух мировоззрений. И «Грады», «Гвоздики», «Ураганы», танки и наемники здесь не самые эффективные инструменты.
Фото: Александр Ратушяняк
Это борьба этических систем, которые являются внутренне непротиворечивыми, т.е. если индивиды, которые разделяют условно ценности «русского цивилизационного пространства» и осознанно делают выбор, то этот выбор согласуется со всеми другими установками и ценностями этой этической системы. При этом не может быть «правильного» или «неправильного» выбора, если индивид делает этот выбор в рамках одной этической системы. Например, на вопрос «стоит ли идти на компромисс с террористами, чтобы сохранить жизнь заложников?» представители разных этических систем дадут противоположные, но при этом внутренне непротиворечивые ответы. И у каждого ответ будет правильный в рамках своей этической системы.
Кем в этой гибридной войне является Украина - объектом или равноправной враждующей стороной? Большинство украинских и западных аналитиков считают, что на Украину напали, что Украина - объект гибридной агрессии. Но, видя реакцию РФ на Евромайдан и на смену власти в Украине, мы делаем вывод, что политическое руководство РФ считает «подстрекаемую Европой и Соединёнными Штатами» Украину не то что полноправным участником гибридной войны, а даже агрессором, который гибридно, идеологически напал на Россию и активно воюет за головы россиян. Отсюда все эти Антимайданы, LifeNews, преследование инакомыслия и т.д. Если встать на место РФ, то Россия защищается от идеологической агрессии со стороны Западной цивилизации, поэтому в защите все средства хороши - перекручивание фактов, откровенная ложь, манипуляции.
Итак, когда заканчивается гибридная война? И как можно описать победу в гибридной войне? Что получает победитель в гибридной войне? Что теряет побеждённый в гибридной войне? В конвенциальной войне победой является подавление сопротивления противника, что предопределяется количественно-качественным превосходством в силах и средствах войны,
высоким уровнем профессиональной подготовки личного состава вооруженных сил, должной степенью овладения военным искусством командными кадрами. По этой аналогии, победа в гибридной войне - это победа в головах противника, инсталлирование своего взгляда на миропорядок в головах противника.
Фото: mil.gov.ua
Таким образом, гибридная война заканчивается, когда противнику будет навязано свое мировидение. Иными словами, когда социологический опрос на территории противника покажет, что большинство респондентов разделяет мировидение, ценности и взгляды агрессора. Это касается как России, так и Украины. Если в результате 86% россиян признают, что демократические свободы, верховенство права, независимые суды, гарантирование прав частной собственности, свободные медиа, представительская демократия, права человека и гражданина - это высшие государственные ценности, тогда победителем в гибридной войне выйдет Украина.
Есть за что побороться.
Алексей Лещенко