В Лабиринте Гильермо Дель Торо

Nov 04, 2015 02:23



Я все чаще стала ловить себя на мысли, что часто вижу одни образы в фильмах Дель Торо. Они как хлебные крошки раскиданы по лентам пленки, но не увидеть их невозможно. В том ли дело, что в самом Гильермо живет некая невысказанная история, которая слишком сложна и развивается с каждым годом, достраивая и редактируя самое себя, оставляя неизменными всего несколько образов, которые и держат картину вместе. Или же этому есть какая иная причина. Но факт остается фактом - из фильма в фильм зритель обязательно увидит эти мгновения. Яркие вспышки, оседающие в памяти. И хочется узнать еще. Ведь каждая история остается недосказанной, и каждую историю хотелось бы видеть шире, нежели позволяет экранное время. Может быть я вовсе и не открытие совершаю, да только ощущение собрать становится все больше. Конечно же, у меня не получится сложить фрагменты в мозаику, на это способен только автор. Я предлагаю только взглянуть.

Начнем с того что во многих его фильмах так или иначе фигурируют сложные семейные отношения, при чем не абы между кем, непременно между братом и сестрой. Это и недавний Багровый Пик (Томас и Люсиль Шарп), и Хэллбой: Золотая Армия (Нуада и Нуала), это и Лабиринт Фавна (Офелия и ее крошка брат), это даже второй Блэйд (Джаред Номак и Нисса). В каждом случае в этих отношениях доминирует некая тема напряжения, как два полюса эти персонажи охватывают целый мир, дополняя друг друга. Из всех перечисленных живым остался только брат Офелии, должно быть по той причине, что он был еще слишком мал, и сознательно выступать в роли этого самого полюса попросту не мог. Болезненная тема всегда заканчивается у Гильермо одинаково - наступает критический момент, когда оба для себя открывают некую истину, которую прежде не давал разглядеть целый ряд ничего по сути не значащих обстоятельств. И если в случае с Томасом и Люсиль, с Джаредом и Ниссой все довольно банально (противоборство сторон, наносные влияния, страхи, зашоренность), то Нуада и Нуала случай посложнее. Может потому что они такие долгожители, что помнят когда мир был зеленым и живым. Кстати у этих двоих я особого страха то и сомнений не нашла, разве что утонченная принцесса не вполне готова для себя принять необходимость геноцида. Однако не перечит. Взять хотя бы момент на совете, где Балор озвучивает приговор "смерть". А кому смерть? С чьей смертью там согласилась Нуала? Ведь не мог быть их батюшка настолько глуп, чтобы не понимать, что его сын запросто перебьет всех стражников. И раз уж принято у них все вопросы решать путем поединка, то стражники выступили в роли дуэлянтов, чтобы соблюсти приличия. Балор вынес приговор себе. Чтобы сын мог править. Но я увлеклась на этом моменте, м ведь просто идем по хлебным крошкам)

Офелия и Нуала, между прочим, обе принцессы. И даже обе выкинуты в мир человеческий. Офелия через перерождение души, Нуала своим долголетием. Кто помнит как они погибли?





Какие удивительно похожие образы. Обе героини нашли свой конец на руинах собственных королевств. Лабиринт и Бетмора.

В историях Дель Торо обязательно присутствует тема увядания. Природы, человека, общества, дома. Осенние листья падают к ногам. В зале короля Балора, в доме Шарпов, в царстве принцессы Муанны (Офелия). Но самая интересная зацепка для глаз - это порталы. Они фактически повсюду. Это скрытые двери, это коридоры, это арки и лестницы, все они ведут в другой мир. В фильме Мама призрак переходил из дома в дом с черными мотыльками. Точно такую же стену можно найти на чердаке у Шарпов. В Лабиринте Фавна просто невероятное количество порталов! Разрушающаяся арка, сам лабиринт, логово жабы под деревом, дверца в обитель Бледного Человека. И пусть этот фильм больше давит на голову с воплем "это побег от реальности для маленькой девочки" и бьет картинами военных действий, но все же... Все же оно где-то поблизости. Еще одна картинка - призрак. Если сравнить их, то получится что призраки в фильмах Дель Торо всегда защищают. Мальчик Санти пытается рассказать свою историю таким же приютским мальчишкам, чтобы те так же не стали жертвами жестокости. Доктор Касарес защищает своих мальчишек от вполне реальной угрозы. Призрак Мама оберегает своих приемных девочек, помогает им выжить в глуши. Призраки убиенных жен Томаса заботятся о судьбе Эдит. Леди Шарп защищает собственного сна. Да-да, и спорить со мной бесполезно! Ведь что она сказала Эдит в коридоре? "Уходи. Его кровь будет на твоих руках." Явно не за очередную невестку она переживала. Можно вспомнить и Приют, в котором далеко не в одном умершем мальчике дело, а целый мир призраков тянет к себе героиню, пытаясь дать ей то, что она хочет получить.

Для меня особая "метка", это книга. У Дель Торо это всегда особенная книга. Пусть в Пике это был лишь антураж, говорящий о причастности ленты к жанру модного когда-то готического романа. Но в Золотой Армии это уже манускрипт ценный. Тот самый, в котором говорилось об армии и войне между людьми и "дивным народцем". В Лабиринте это поистине волшебная книга. Она пишет себя сама. И тут я невольно вспоминаю с чего начался мой рассказ, о той истории, которую автор носит в себе, сам являясь при том книгой. Страницы ее лишь кажутся пустыми, чтобы в нужный момент рассказать легенду витиеватыми буквами, или же закапать кровью.

Дома, которые показывает Дель Торо мне крайне близки. Их устройство, система переходов, комнат. Все они могут показаться какой-то фантастической ловушкой, особенно человеку, привыкшему к прямым углам современного мира. Но дом есть суть мышления) Обитель нашей души, если хотите. И потому любимейший мой дом из всех это поместье Блэквуда из Не Бойся Темноты. Это настоящий простор и поэзия. (Надеюсь, не надо говорить почему не Пик?) Более того, дом Блэквуда это еще и пристанище для "серого народца", "болотных жителей"...эльфов, если угодно. И к этим существам можно за компанию вспомнить фей из Лабиринта Фавна и Зубных Фей из Золотой Армии, пусть последние и сильно деградировавший вариант.

Собирая эти моменты, я чувствую как иду по такому дому. И тяжелый свод поражает своей надежностью, и стены своим рисунком, и пол поскрипывает, и пыль на предметах только и ждет, чтобы ее смахнули, а с картин смотрят лица, и за следующим поворотом спрятана огромная библиотека. А ключи от дома...может Люсиль сделает дубликат со своих, а может даст Фавн. Главное быть готовым открыть эти двери и принять то, что кроется за ними.

Gu-Гильермий, фильм для души, Мысли о всяком

Previous post Next post
Up