о Сауроне замолвите слово

Dec 28, 2014 17:02



Подумалось мне тут написать статью, длииинную такую статью, подробную про Белый Совет, но идея моя лишь от части, а соавтор вне досягаемости. А потому отправилась я шерстить всю доступную литературу и поняла что перед тем как говорить о Белом Совете надо бы разобрать противоположную сторону, а это будет и правда крайне интересно. Под "другой стороной" я подразумеваю не Мелькора, ибо кто ж его болезного помнит иначе как страшную тень на далеком горизонте прошлого, а Саурона, потому что именно он воплоти весьма зримо и близко фигурировал на арене всего Эа. Говоря проще - где бы что не происходило и кто бы не брался за лук/топор/меч/молот, всюду будет именно Саурон.

Пока еще не было ничего и никого кроме скучающего Илуватара и его Валар, пока его последние не начали свою Песню (т.е. не сплели еще мироздание со всем его будущим), появились Майары - свободные духи. Тут же следует оговорка: были среди них как неприметные, так и крайне сильные, точно так же как у Валар. Получается изначально знак равенства имелся, все зависело только от того будет ли тот или иной развивать полученные возможности или зароет их в благую землю праздности. И так, Саурон обозначен как сильнейший. Могущественный дух, который до поры молчал в стороне и наблюдал куда это балаган заведет. У Профессора есть отличные слова, в которых он рассуждает о Сау:

«...его достоинство (и причина падения) в том, что он любил порядок и согласование, и не терпел путаницы и бесполезных ссор (изначально Саурона привлекли в Мелькоре именно воля и мощь, подходящие, как казалось Саурону, для быстрого и властного исполнения его собственных замыслов)»

-Кольцо Моргота.

Оригинальный "недостаток", скажу я вам! Он стремился к порядку, осмысленности и слаженным действиям, где нет места пустоголовым гражданам и их никчемному существованию. Не черное и не белое, всего лишь рациональный подход.

Отмотаем по-быстрому события - звучит Песнь, Мелькор решает все сделать по-своему, несколько раз это повторяется, возникают два лагеря и два пути возможных событий (предположим, потому что на самом деле слишком туманно сказано о "непостижимых замыслах Эру"); Саурон отправляется в Средиземье, решает встать на сторону Мелькора, падение последнего...и понеслась.

А понеслась собственная работа Саурона. Мозг работает, покой нам только снится, руки чешутся, а Средиземье просто поле непаханное. Но вот в чем дело, любому правителю что-то да остается в наследство. Саурону же перепали нолдоры. Обратимся к исторической справке - нолдоры эльфы аж из самого Валинора, любители изобретать и мастерить, дали миру Феанора - Пламенный Дух, да такой пламенный, что затушить это пожарище так и не удалось. Создал Феанор три камня Сильмарилла, заключил в них свет от убиенных Мелькором Древ Света, когда Валары порешили эти Древа возродить, то Феанор показал и кукиш и камни не отдал. А потом уж налетел Мелькор и выкрал камушки, да с ними был таков (по дороге убил отца Феанора). Весь нолдорский народ под предводительством Феанора дружно решил мстить, нет, даже не так, решил МСТИТЬ (чтобы мстя была очень страшна). Многочисленные сыновья Фианора, оба брата и прочие родичи собрались и пошли искать на чем бы добраться до Средиземья. Тут им попадаются на пути Телери (морские эльфы), не желаю выдавать Феанору свои корабли, за что и были перебиты на священной земле. Узрев такой поворот событий, Владыка Судеб Мандос щедро одарил буйных своим проклятьем, суть которого была в том что не жить им долго и мирно, и в Валинор им ход заказан, даже если кто и уцелеет.

Все это безобразие Саурон наблюдал не просто лично, а еще и принимал участие, собственно защита крепости Мелькора и ее же войска за ним и числились. Но не удалось. Чтобы не пересказывать ВСЮ историю злосчастных нолдор, скажу лишь что они таки кончились. Нолдоры кончились, а вот потомки их и идеи остались. Это и есть главный булыжник на пути Саурона. Потому что все это было здесь и сейчас, а Валары вместе с Эру сохраняли привычное для них положение - сложив лапки и глубокомысленно склонив голову.

О бурной и долгой деятельности Сау говорит хотя бы огромное количество его имен, даже не знаю кто бы с ним смог в этом потягаться (да и в остальном тоже, чего уж лукавить). Профессор говорил, что хоть Саурон одинакового чина с Гендальфом и Саруманом, но по силе превосходил их многократно. Шутка ли дело, в конце Третьей Эпохи он назвался возвратившимся Мелькором.

Но вернемся в наследству. Из-за злосчастных сильмариллов на теле Эа появилось место под названием Нуменор, и этот самый Нуменор просто бельмом в недреманном глазу засел у Саурона. Нолдоры кончились, а их последователи не уступают тем в маразме. Волею судеб Саурон оказывается именно там. Долго ли коротко ли, да только да местное население уверовало в Мелькора, учинило множество непотребств и было бувально смыто с лица земли...вместе с Нуменором. И снова маленький кораблик в своих недрах уносит "верных", уносит прямо в Средиземье, обратно к Сау. Представьте себе состояние Саурона, когда он их обнаружил! Будь он эльфом, то давно бы облачился в саван и пополз в сторону Валинора на покой, потому что ум за разум завернулся бы. Но Сау не эльф, и даже не рядовой майар, он властитель мира и вовсе не номинальный. Его можно назвать шахматистом, потому что в имеющемся беспорядке он таки выстраивает себе ходы и совершает их загоняя противника в угол.

Тот самый Белый Совет - это союз против Саурона, так они сами позиционировались. Единственным приметным свершением Совета было "изгнание Саурона из Дол-Гулдур". Именно изгнание, а не победа. Стоит заметить, что у Саурона было где развернуть деятельность, это и крепость Мелькора Утумно, и Мордор, строенный Сауроном самолично и Дол-Гулдур в Лихолесье. В случае с последней крепостью он попросту подтвердил тезис о том, что свято место пусто не бывает (первоначально Дол Гулдур именовался Амон Ланк - «Голый Холм» (от Amon - «холм» и Lanc - «голый» или «голые», после застройки получает имя Дол-Гулдур - (Гора Колдовства) Dol, строго говоря, означает «голова», но часто применяется в значении «гора», слово Гулдур означает «черная магия»: gûl - «колдовство», «волшебство», Dur - «черный», чёрное»). И здесь не надо искать предположений, все написано у Профессора буквально - Саурон предполагал, что его явятся выселять, а потому сразу решил уходить в Мордор. Так что эта "великая победа" по сути пустой звук. В последствии Дол-Гулдур пригодился Саурону для нападения на Трандуила и Лотлориэн в Войне Кольца.

Раз уж мелькнуло имя Трандуила, то не могу себе отказать в удовольствии и не обратить ваше внимание на то, что он во все эти разборки никогда не совался, если его он напрямую не касались. В кино у Питера Джексона гордый эльфийский царь не поведя своей густой бровью изрекает "это не наша война", и он прав - это не ЕГО война. А все потому что он потомок тех самых телери, которых нещадно резал Феонор. Ему изначально не было дела до судьбы сильмариллов. Он не лез в войну гномов, потому что у дедули Торина Трора имелось последнее гномское кольцо власти. А живет Трандуил давно, он знает к чему приводят такие истории.

Еще одна интересная особенность Саурона - это способность менять облик. Казалось бы, что тут такого? Но на проверну история вовсе не ординарная. Сказано, что после развоплощения, дух майа отправляется в Чертоги Ожидания, а убить тот дух может только Эру. Мы знаем, что Эру этим заниматься не будет. Но вот развоплощение... Отвлечемся и взглянем на других майа - Гендальф после битвы с балрогом падает замертво пока его не ВОЗВРАЩАЮТ обратно. Т.е. не его на то воля была и не в его это возможностях. После того как Саруман получает удар ножом, он исчезает бесследно. Но что происходит с Сауроном? Раз за разом он возвращается обратно, принимает зримый облик, а дух его так и вовсе не отлучается. И ему то помощи ждать не от кого, Мелькор уже власти не имеет, над ним давно свершился суд. Оцените масштаб этого существа! Меня он неизменно приводит в восторг. Есть тут и еще один секрет - говорится, будто после падения Нуменора (где Саурон утонул вместе с островом, будучи запертым в темнице), Саурон не способен был принимать приятное обличие и был он ужасен, всякий страшился узрев его. Ну предположим имя Гортхауэр он заслужил много раньше, собственно оно и значит "омерзительный". А теперь представим такую вещь - аз за разом он тратит свои силы на создание хоть какого-то порядка, находит все новые способы, раз за разом он лишается тела. На что это влияет в первую очередь? У меня бы как минимум испортилось настроение, как максимум я бы точно озверела. Вот и он...озверел. Т.е. приятный глазу облик это его подача себя, своих намерений, в этом виде он пытается вести диалог и взаимодействовать с людьми и эльфами. А вот потом это желание отпало напрочь, будучи признанным как несостоятельное и пустой тратой сил. Так что и об облике можно особенно не задумываться, исключительно диктатура, потому что слушать его некому, наследство нолдор слишком крепко сидит в населении. Упоминание Голлумом облика Саурона лишь подтверждает это - он страшен и черен и на правой руке у него нет указательного пальца. А какой палец ему отрезал доблестный Исилдур? Правильно правый. Я бы тоже не забыла, на месте Сау. Вот и на облике это сказалось, а не потому что ему физически отпилили перст, так оно и осталось во веки веков, исправить такую вещь было бы совсем не сложно для того кто спокойно живет вне законов мира.

Касательно облика была отличная задумка у того же Питера Джексона, а именно истинный облик эльфов...да и не только эльфов. Т.е. он показывал суть. В случае Арвен это была сияющая звезда, в случае с Тауриэль некое свечение, а в случае с Аннатаром (Сау) это было такое слепящее сияние, которое заполняло все пространство у Черных Врат (этот момент не вошел в фильм, но изначальная идея была именно такой, так что поищите битву Арагорна с Сауроном). Не властны над ним не проклятья, ни магия, ни чужая воля. Мог ли он вернуться после уничтожения Кольца? Запросто.


Мифология, Мысли о всяком

Previous post Next post
Up