Хоббит: Оттенки черного (независимое расследование)

Nov 17, 2013 19:09

Мы с товарищем madmanjack решились на глобальное расследование одного пронырливого индивидуума, известного под именами Гендальф Серый, он же Гендальф Белый, он же Олорин, он же Митрандир.

Курсивом принадлежит madmanjack, обычные букевы моего сочинительства.

Музыка для затравки:

image Click to view



Мысль моя берет начало где-то там, где никогда и не было, а если и было, то никто не знает. Были там и люди, и гномы, и эльфы, и хоббиты, и целый пантеон богов. И написал про этот мир Профессор Толкиен. С первого взгляда, а многим и со всех последующих, думается, что мир этот прост как лапоть и все в нем поделено на черное и белое. Есть хорошие ребята, есть плохие, и хорошие пытаются причинять добро и причинять справедливость повсеместно. Добротная легенда.

За то бессчетное количество раз, что я читала Властелина Колец с Хоббитом и прочие книженции, меня не отпускала мысль, что что-то тут в корне неверно. Я сейчас даже не буду делать отсылки к общеизвестному фанфику, где пытались рассказать про "темную сторону". Чтобы составить свои мысли в стройную цепочку хватит и собственной головы. Так что же может быть "не так"? Повествование центральных двух произведений ведется по непрерывной временной прямой, персонажи первой книги (Хоббит) начинают разматывать события, которые набирают полную силу во властелине Колец. Неизменным лицом остается Гендальф и Бильбо, и если первый активный участник обоих повествований, то второму осталась в ВК лишь роль скромного свидетеля.

Гендальф, как правило, принимает не только участие в различного рода странных на первый взгляд мероприятиях, но и в большинстве случаев является их прямым инициатором. Как этого не замечают остальные при всей явности? Возможно не обходится без магического вмешательства, но... Согласитесь, уже после подставы с тремя троллями должны были возникнуть соответствующие разговоры с занесением в грудную клетку, однако ничего такого не последовало - хотя и было очевидно, что Гендальф был в курсе наличия мечей-артефактов в куче тролльего мусора (случайно в такое место зайти нельзя), а самому ему в силу некоторых причин лично связываться с троллями не хотелось. Шумная компания карликов, которые троллей точно выманят - идеальный вариант. Возможно так же, что волшебник надеялся что компанию сократят путем поедания.

Все что мы можем выхватить на первый взгляд, это то, что Серый Странник появляется там, где назревает серьезное движение. Но причина это ли причина его появлений или...

Хоббит, как книга, довольно обделен персонажами, там их всего то ничего - сам Бильбо, Гендальф и гномы, как некая единая масса, отличающаяся лишь цветом колпаков и кисточек. Хоббит, как фильм, развернут больше (иначе зритель просто бы не воспринял его). Причина событий Хоббита проста - дракон. И это единая причина для всех действующих лиц. Гендальф видит в нем угрозу в будущем, когда рептилии надоест спать на золоте и она отправится на новые свершения. А гномы терзаются вопросами чести, ведь чешуйчатый паразит отнял их родовое гнездо и изничтожил кучу гномских родичей.

В книге (в частности в Сказаниях, глава "Поход на Эребор") мы узнаем, что Торин увел свой народ в Синие горы и там уже много лет обустраивал новое царство, и царство это процветало, да и нужды ни в чем они не испытывали. Разве что все те же вопросы мести. В фильме мы видим горстку оборванцев, которым терять в этой жизни нечего, поддержат их другие кланы или нет, лучше умереть, пытаясь вернуть свой дом, чем дальше прозябать без определенного места жительства. И вариант фильма зрителю сразу понятен и вопросов не вызывает, тогда как версия книги рождает кучу вопросов. К чему процветающему народу так рисковать? К чему настоящему королю лезть в пасть дракона? Все те же вопросы чести и долга? Слишком утрированно. Но в обоих версиях все начинается с появления Гендальфа. И в книге и в фильме он всеми силами поддерживает идею похода на Эребор. Если в фильме 12 гномов брошены на произвол судьбы своими соплеменниками, то в книге Торин располагал серьезной военной силой, но сам принимает решение идти "налегке". Именно после этого решения Гендальф отдает Торину ключ, полученный им от Траина в темнице Дол-Гулдура. Казалось бы, к чему так тянуть? Он таскал этот ключ неприлично долго и скрывал сей факт от законного владельца.

Имеет место так же чисто коммерческий вопрос: гномы любят золото (особенно когда оно свое) не меньше, чем дракон. Не отстают и другие народности Средиземья, ведь желтый металл - универсальная валюта. Но для того чтобы согнать такого надежного сторожа как Смауг с золотой горы, нет кандидатов кроме прежних хозяев. И правда, кто полезет добровольно к титанической огнедышащей рептилии в пасть? Эльфы, трясущиеся за свой нейтралитет? Людишки, которые любят заниматься взаимной резней? Нет. А вот гномы, которым легко наступить на "больной мозоль" - самое то, нужно только грамотно надавить на уши уже много лет готовому клиенту.

Другой вопрос: новое место, которое гномы выбрали своим домом - оно какое? Разумеется исключительно подходящее под гномские нужды - рудокопательство. Будучи умелыми шахтерами, гномы легко нашли себе новую золотую жилу. И вот сейчас мы подходим к основному мотиву, старательно завуалированному за вопросами чести, пророчества и прочей лапши, навешанной Торину Гендальфом - куда проще согнать с золота гномов, нежели дракона! Для этого нужно лишить их лидеров - именно поэтому поход позиционируется хитрым волшебником как "секретный" и принять участие в нем должны самые авторитетные персонажи, в том числе и последние наследники Дурина: Торин, Фили и Кили. Оставить короля без армии, а армию без военачальника, вот первый пункт коварного плана Гендальфа-Буревестника, чьей неотъемлемой частью так же является убийство, должное заставить некогда великий род угаснуть.

И как бы не любили ценители Профессора считать, что рассказывал он исключительно о хоббичьем племени, судьбах маленького и неприметного народа, со всеми последующими идеями о величии скромного духа, в "Хоббите" речь идет о Гендальфе и Торине. Бильбо так и остался наблюдателем, который нам же эту историю и рассказывает.

Теперь нам нужно понять кто такой это Гендальф. Он майар. Грубо переведя это на более понятный язык, он как христианский ангел, посланник богов. Более низкое божество в существующем пантеоне. Он не маг в понимании современного фентези, он вообще существо другого мира. И из Сильмариллиона мы знаем, что майары не имеют права открыто вмешиваться в дела народов Средиземья. Нарушители этого завета нам тоже представлены. Самый простой из них - Саруман. Майар, который решил пожить ради себя любимого и воспользоваться той силой, которую имел. Чем это кончилось мы знаем - помер, как собака, в назидание остальным. Более сложный пример - Саурон. Изначально созданный Ауле и входивший в его свиту, в дальнейшем перешедший под крыло Мелькора. Т.е. проявивший свою волю. И после отгремевших катаклизмов двух эпох, когда Мелькор уже иначе как Морготом не назывался, да и вовсе развоплощенный был выкинут за Двери Ночи, самолично засел за бразды правления. Саурон оказался достойным учеником Мелькора и без хрена его сожрать не удавалось, как бы не пытались. Трижды терявший тело, он все равно возвращался и поднимал все больше и больше сил под свои знамена. В Хоббите мы тоже с ним встречаемся, мы наблюдаем самое начало его возвращения в Арду. Под именем Некроманта он начинает отстраивать Дол-Гулдур. Зачем? Потому что он лечит на одной прямой с Ангмаром. Это еще одна загадка, потому что мы понятия не имеем, что могло остаться в разоренном Ангмаре, твердыне самого Мелькора. Но Гендальф это знал и пугало его это до трясучки.

Так вот Гендальф. Не имеющий право действовать открыто. В лучших традициях змея искусителя, это Серый Странник подзуживает и раскрашивает всеми красками перспективы для своих приключенцев. Из дремлющей надежды или желания он создает цель, одержимость. Ну и чем же он лучше того же Грима Гнилоуста? Да ничем, разве что Грима не призывал к действиям, а наоборот их сдерживал. А ведь Грима просто человек. А Гендальф практически бог. Не слишком ли грязные приемы для бога? В роли орудия Гендальф выбирает Торина, наследника двух сгинувших королей, пережившего захват Эребора, войну за Морию и с самого детства угнетаемого мыслями об утратах и о том, что он за все это в ответе. Плюс ко всему наследственность то у него дурная - дед рехнулся еще сидя на троне, отец тронулся умом при Азулбизаре. Вывод? Правильно, такая хрень часто передается по мужской линии от потомка к потомку. Да и кто не тронется умом, пережив все это? Но в самом начале наш герой держится. Он вытесан из камня, он лидер, он действует исключительно рассчитывая и обдумывая ситуацию. Но...чем дальше в Мирквуд, тем жирнее пауки и пьянее эльфы. Медленно, но верно, Торин занавешивает разум шторками безумия.

В аналогии с ангелами и религиозного канона их невмешательства в жизнь смертных есть множество нюансов, как например - полное право подтолкнуть того или иного человека к действию, в котором он сомневается. Чем, собственно, старина Гендальф и занимается куда охотнее прочих своих коллег. Ловкая обработка Торина, на которого было проще всего надавить вышеуказанными аргументами, говорит нам так же о том, что действовал Гендальф крайне осторожно и с индивидуальным подходом к каждому гному из отряда. Конечно, коллектив не могли не раздирать сомнения (даже при настолько весомых для гномов фактах) и поэтому отряд пополнил мистер Бэггинс, исключительно для отвода глаз. Опять же, на весьма убедительной основе - абсолютной бесшумности народа полуросликов. В душу хоббита волшебнику понадобилось лишь заронить зерно сомнения в своем образе жизни. И это второй пункт в плане Буревестника.

События следуют своим чередом, дракон улетает громить соседей в лице людей, гномы обосновываются в горе, эльфы чуют серьезный дележ денег, погорельцы с озерного города тащутся за компенсацией. Хотя на какой черт им компенсация? Они завалили огромного дракона облепленного золотом и прочими каменьями от кончика носа до кончика хвоста, со спины, с брюха, всюду! Вы представляете себе огромного дракона, который в один присест способен разгромить и спалить дотла целый город? И вся эта туша сплошняком завернута в сокровища. Пили, руби, колупай - купишь себе половину Средиземья. Но может погода была холодная и в прорубь косой нырять отказался, а может это наш Серый Подстрекатель объяснил бедным людям, что тут де имеется более чистый вариант и все что нужно, это вырезать 13 гномов, которые уже начали голодать и прилично измучены походом. Людям можно было просто посидеть пару другую недель и подождать пока бородачи перемрут. Опять же откуда ни возьмись явилось войско эльфов, и атаман их Трандуил сказал, что ему тоже сильно должны. Опять Гендальф весточку заслал, что в Эреборе бесхозное золото тухнет? Все это скопище столпилось у Одинокой Горы и сотрясает воздух плачем замерзающих детей, слезами их матерей, и осунувшимися лицами гордого эльфийского народа. Все хотят долю из сокровищницы, пусть и провонявшей драконовым духом.

Надо вспомнить и то, что в сокровищнице лежал камушек очень символичный для рода Торина - Аркенстоун, Сердце Горы. Ведь это довольно значимо, вернуть свой дом и символ этого дома. Профессор называет состояние "драконьей болезнью", но дракон жаждет сокровищ в целом, а Торин искал всего один камушек. Так что это стресс, плохая генетика и многочисленные травмы, накопившиеся за всю его долгую гномью жизнь. На предъявленные запросы от людей и эльфов он отвечает отказом. Будь бы он тем корыстным дураком, он бы еще и означенную тушу в каменьях обратно запросил. Гендальф в это время спокойно сидит во вражеском лагере и наблюдает обстановку, пожинает плоды своих действий. Его уже ничего не интересует, дракон мертв, а значит и цель достигнута. И вместо того, чтобы применить свои способности и помочь тому, чьими руками была выполнена вся его работа, он просто сидит и смотрит. А тем временем Бильбо в лучших традициях наивной простоты крадет Аркенстоун и под покровом ночи передает в руки людей и эльфов, давая им беспроигрышный рычаг воздействия на несговорчивого короля. На утро Торину демонстрируют камень и тот получает последний удар, который его добивает. Гендальф наблюдает.

И кто его знает, чем бы закончились эти "переговоры", если бы не пришли гоблины со своей запоздалой идеей отмщения за Короля Гоблинов убиенного Гендальфом(!) в Мглистых Горах. Торин успел еще до подхода гоблинов связаться со своими родичами из Железных Гор, так что в перспективе вырисовывалась резня между эльфами и гномами. Но такому сценарию не суждено было разыграться. В Битве Пяти Воинств гибнут оба наследника Дурина и смертельно ранен сам Торин. Перед смертью он успевает отдать последние распоряжения и отдает дух Эру. Как истинного короля его хоронят в самом глубоком подземелье Эребора, положив к нему Оркрист и Аркенстоун. Удивительная ирония со стороны Гендальфа, он все же отдал Аркенстоун гному...как надгробие.

Почему же Гендальф, который до этого был просто воплощением справедливости и олицетворением священной мести, вдруг так поступил? А все очень просто - он с самого начала работал на эльфов, с которыми у гномов давняя вражда - первые слишком помешаны на своем расовом превосходстве, а вторые до сих пор прекрасно помнят, как ушастые мудрецы их кинули в крайне бедственном военном положении. Дополнительный стимул сотрудничать с Гендальфом и у тех, и у других. Теперь, когда у нас на руках все карты все проясняется очень четко. Умело обдурив гномов Гендальф положил начало событиям слишком запутанным и сложным, со стороны абсолютно не похожим на подставу на первый взгляд. Везде, где могли бы возникнуть вопросы, хитрый волшебник ловко сливался или начинал косить под дурачка, улыбаясь и бубня очередную пространную ерунду. Уже в Ривенделе он подписал собранной компании смертный приговор - пока они там "развлекались" с картой, в Лихолесье уже неслись эльфийские гонцы с депешей: добыча на подходе, точите сабли! Ну, а чтобы гномы не начали сомневаться, получив новую информацию от Элронда, Гендальф отрезал им пути к отступлению путем убийства короля гоблинов. У Буревестника вообще какая-то нездоровая, хотя и вполне обоснованная тяга к убийству (не обязательно лично - он же у нас все таки умелый манипулятор) высокопоставленных персон, вспомнить хотя бы организацию убийства гондорского исполняющего обязанности правителя и его наследного сына, а так же лишение Рохана его короля. Да-да, здесь все тоже не так просто как кажется, но сегодня речь о событиях в "Хоббите".

Изначальный план обезглавливания гномьей армии был прост: заманить всю веселую компанию к лесным эльфам, чтобы те перерезали гномов (и хоббита) как свиней, а затем, спровоцировав вот такой вот международный конфликт (алкаш Трандуил выступил бы как Гаврило Принцип) и скакать как ужаленному обратно в Синие Горы - рассказать об очередном коварном предательстве эльфов и довести гномов до должной точки кипения. Почему именно так? Потому что воевать сидящих у себя в горах, на своей родной территории, гномов абсолютно не представляется возможным. В своем доме они непобедимы даже без верховного главнокомандующего, а вот в чистом поле или еще лучше - в эльфийском волшебном лесу - самый верный способ их перебить. Практически, королевская охота - успевай колчаны подтаскивать.

Но гномы спутали волшебнику карты устроив дерзкий побег из Лихолесья. Что не помешало трикстеру быстро оправиться и ввести в игру еще и людей, запудрить мозги которым проще простого. Что мы имеем в итоге? Полномасштабная война, тысячи погибших и в цинично-ироничном ключе выполнение обещания Торину, а заодно и своих основных задач. Да, старикан не мелочился в своей театральности - за таким железным занавесом никто никогда не подумает что все эти ужасы произошли только из-за того, что Гендальфу (гаранту честности и доброты) потребовалось убрать с доски несколько фигур.

image Click to view



Невольно возникает сравнение между Хоббитом и Властелином Колец, между Торином и Фродо. Обоих Гендальф заставил выполнять свою задумку, оба отдали все что имели, включая разум, волю...я бы сказала и жизнь. Потому что в финале Властелина Колец мы узнаем о том, что Гендальф хоть и отправил Орлов спасти полурослика, но жизнь его он не спас. Вернувшись в мир, истощенный Фродо не смог жить. И ушел "на запад". Попросту говоря - совершил суицид. Простая истина - богам нет дела до маленьких людей, а маленькие люди это все, кто богами не является. Нет никакой награды, никакой помощи, есть только кукловоды, которые прикрываются мудрыми речами.

Ну так чем Гендальф лучше Саурона? Это история двуличности и предательства, история о безнадежном положении и лжи. Из всех, кто попадал под крыло Гендальфа "выиграл" один лишь Арагорн. Может Гендальфу надоело убивать законных наследников престолов? Одного да оставил.

В Сказаниях описывается разговор между членами Братства и Гендальфом, где читателю дают понять, что миссия майара окончена и сам он уже ничего из себя не представляет. Мысли его путаются, или же он делает вид что это так. Но роль его сыграна и разоренное войнами Средиземье остается в руках тех, кому бежать некуда. Эльфы уходят, гномы слишком малочисленны, хоббиты всегда были просто странным феноменом, остаются люди. Раса без места в чертогах послесмертия, без права на "вечность". Может с людьми просто скучно играть в великие игры?

В его действиях есть как прямой расчет и полное выполнение условий для всех участвующих сторон, так и некий натуральный садизм. Вдоволь насладившись учиненной резней он даже рад, что все получилось именно так, и что Кольцо осталось в руках Бильбо - лесные эльфы закинули бы эту дрянь куда подальше и чтобы развести бессмертных как лохов, Гендальфу понадобилось куда больше времени, чем в случае с хоббитом. Что было потом, все знают: шестьдесят лет относительного спокойствия спустя Гендальф Серый опять выходит на сцену и принимает решение уйти в почетную отставку под куда более громкие фанфары, попутно оставив обстановку заведомо нестабильной, чтобы сидя у камина точно знать одно - его кровавое дело продолжает жить, и где-то там, в далеком Средиземье, припоминая старые обиды будут долго друг на друга поднимать мечи люди.

Мифология, семейный креатив, фильм для души, Мысли о всяком

Previous post Next post
Up