Елена Ваенга. "Культурным" людям принято ее ругать, и даже не ругать, а презрительно вздергивать плечиком и цедить: "фи!" Некультурным, т.е. народу, - назначено горячо любить ее, нести ей цветы-цветы-цветы, мешая петь на концертах; заслушивать до дыр ее записи или не вылезать из онлайна. Два лагеря: одни говорят: Ваенга феномен! - другие: дешевый шансон, и что вы в ней нашли.
Да. Нашли. Я - нашла. Нашла ВСЕ, что составляет суть ХУДОЖНИКА. О Ваенге не было еще, кажется, написано ни одной искусствоведческой, музыковедческой, исследовательской статьи - никто еще не рассмотрел ее работы как культурный феномен; да, были критические обзоры ("с поджатыми губами") ее концертов, да, идет обвал хвалебных и восторженных отзывов, - но еще никто не сказал (а может, кто-то и сказал, одинокий? так я присоединюсь к его одинокому голосу в хоре похвал или хулы!), что Ваенга - культурный феномен, да, да, да. Не явление русской эстрады - хотя и оно тоже; она поднялась НАД эстрадой, над жанром, она пошла выше и дальше. Я все это расскажу в большой и важной для многих (и любящих, и ненавидящих певицу) статье. Опубликую скоро совсем.
При узнаваемых интонационных ходах (которые, впрочем, и есть гармонические ходы классической европейской музыкальной культуры!) - разница и разность интонационная, собственно мелодическая - всех песен - колоссальная. Страстная и суровая, на скупом звукоряде выстроенная "Сибирь" (и именно от интонационной скупости и сдержанности производящая впечатление скрытой мощи!) абсолютно не похожа на великолепную ресторанную зарисовку "Sortie", напоминающую кадры из немых фильмов 20-х - 30-х годов, какую-то атмосферу фильмов Чаплина, пересаженных на русскую почву; трагическая, широченная как Волга или Обь, "Ветер клонит колокольни" - на ставшую знаковой, дерзко-танговую "Курю"; лирическая баллада "Шопен" (одна из лучших русских лирических баллад!) - на великолепно-разбитную, залихватскую Panamericano; абсолютный четкий, грозный, ритмичный, заводящий зал рок-напор "Ну что же между нами осталось? - пустяк, какая-то малость!.." - на ностальгическую, окунающую в невозвратное детство "Флейту": "Старое мамино платье, бусы - коралловой ниткой..." Японская, как на восточных веерах, тончайшая звукопись "Белого кимоно". Вся судьба страны, ее послевоенных семей - "Он был обычный человек". Горе и счастье большого чувства - в еще одной балладе "Снег". Нежнейший этюд "Руки-ивы я протяну пугливо". Громадная палитра. Свободное владение всеми красками. Я не про голос сейчас. Вокал - он вне сомнений. (Я и про Ваенгин вокал скажу. Он уникален). Я - про образную палитру. Про то, что на эстраде появился Художник - и дерзко вылез, выпрыгнул из этой самой эстрады (физически оставаясь на ней :) - из всей ее пошлятины, из всех ее фабрик звезд и иных тупых фабричных трафаретов (а из них почти вся русская эстрада и состоит сейчас! я не имею в виду рок-культуру, это другое... но Ваенга и рок-культурой владеет, в статье скажу, как) - в то пространство русского и мирового песенного искусства, где плывут, на облачной счастливой фреске, Александр Вертинский, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко. Где - Эдит Пиаф, Мерседес Соса, Лилиана Эрреро. И почему она именно ТАМ - я ненавистникам и докажу. Причем докажу аргументированно. Т.е. нормальным профессиональным разбором этого потрясающего творчества. Надо - по возможности - всегда прямо сказать, ПОЧЕМУ это хорошо, а ПОЧЕМУ плохо. Да, простой человек, слушатель. искренне восторгается, плачет и от горя и радости, слушая ее песни! И это - любовь народа - дорогого стоит, стоит, на самом деле всех разборов-исследований, да! Но "культурным людям" надо показать, на конкретных примерах, внятно рассказать, ПОЧЕМУ Ваенга - это триумф и победа. Ее ("до кучи") ставят в один ряд со Стасом Михайловым и с другими шансонье. Нет! Нет и еще раз нет!!! Ее работы - с их работами - и рядом не лежали :) (Я не имею ничего против них - но они - другой уровень, другая музыка, другое качество, другой креатив) Ваенга - явление МУЗЫКАЛЬНОЙ культуры. Я - профессионально - как музыкант - я не забыла, что я музыкант, нет-нет :))) - хочу объяснить, ПОЧЕМУ. Всем тем, кто морщит носик: гадость, ресторанный шансон, ведьма в черных тряпках, мельница-руками-машет!
...великая певица России. Я не преждевременно это говорю. Я знаю, ЧТО я говорю.