Собственно, посещение мест, связанных с жизнью Сальвадора Дали и было для меня основной целью поездки в Барселону!
Впервые репродукции его картин я увидела, когда мне было 18. С ними меня познакомил молодой художник, который впоследствии стал моим мужем и оставил меня вдовой в 20 лет. Впечатление от этих картин, сопровождаемое психоделической музыкой, не оставляет меня и поныне. Ничто еще не поражало меня сильнее! С тех пор минуло много лет, но мечта посетить Испанию ассоциировалась в моей голове только с именем Дали.
Не буду писать про театр-музей в Фигерасе. Я ожидала от него немного другого, в первую очередь, больше картин, но там были лишь наброски и инсталляции. Картины Дали разбросаны по всему свету и чтобы оценить масштаб его таланта нужно облететь весь земной шар.
Однако, посетить Фигерас ценителям творчества Дали, безусловно, стоит. Хотя бы потому, что именно здесь впервые была выставка работ 14-летнего Дали, здесь он закончил свой творческий путь и был похоронен, именно этому зданию он завещал быть основным вместилищем его творчества.
Бухта, где находится дом Дали, на закате.
Вечерний Кадакес
Огромное впечатление произвел на меня дом Дали в Кадакесе, которым они с Галой владели около 50 лет. Сам Дали говорил: "Нельзя понять мою живопись, не побывать в Порт-Льигате" (другое название Кадакеса)
В этом месте Дали проводит летние каникулы, будучи ребенком. Тут он начинает рисовать. Потом он скажет: "Именно тут мне пишется, как нигде". Дали и Гала покупают в 1930 году маленький рыбацкий домик,площадью 22 кв.м. В течение 30 лет постоянно пристраивают к нему новые помещения, так что можно сказать, что дом растет и развивается как живой организм.
Находясь в Кадакесе осознаешь, что нельзя не стать художником, видя перед собой это море, небо и скалы. Они переливаются под лучами заходящего солнца и зовут брать в руки кисти, краски, и писать, писать, писать...
Дом очень запутанный, в нем легко заблудиться, много узких коридоров, небольших комнат, переходящих одна в другую, неожиданные террасы с сюрреалистическими видами, окна, похожие на картины в раме. Однако, уютно и спокойно. Про такое говорят: хорошая аура.
Нет ни одного обычного предмета. На всем - отпечаток личности гения, много мебели, изготовленной по его эскизам.
Его мастерская.
Дали очень много работал. Вставал с рассветом, завтракал и садился за мольберт. В обед купался, спал "с ключом в руке" (засыпал в кресле, держа в руке тяжелый ключ, чтобы, когда пальцы разожмутся, уронить его, и проснуться от шума, ловя за хвост свои сновидения, чтобы использовать их для сюжетов картин) и снова садился, работая весь световой день.
Он не только рисует, но и изучает мифологию, оптику, химию, архитектуру, экспериментирует с психикой, сновидениями.
В своей книге "50 волшебных секретов мастерства" (она есть в сети, я прочитала ее по приезду), он делится секретами работы. Среди действительно важных секретах о смешивании красок и использовании различных приспособлений, есть правила о занятиях любовью во время написания картин, о том, что пишет он обнаженным, о том, как он рассматривает свои картины через паутину или скелеты морских ежей, добавляет в краски дохлых ос для придания им тягучести. А может быть, и это тоже добавляет его картинам такую притягивающую магию! :)
Моя любимая картина "Галатея сфер". Сам мастер говорил, что если картину признанного художника можно скопировать - то никакой он не гений. Вот его картины скопировать практически невозможно, а какой-нибудь "Черный квадрат"?