Согласно православному учению грех - это не просто нарушение некоего правила, которое влечет за собой наказание. Грех - это всегда повреждение жизни, дарованной Богом. Поэтому первородный грех человека представляется нам как акт питания. Ибо еда это средство жизни, еда это то, что поддерживает в нас жизнь.
Что же собсвенно означает "жить", "оставаться живым"?
Сегодня жизнь имеет исключительно биологическое значение. Жизнь зависит только от еды, то есть от материальной реальности этого мира. Писание и Традиция говорят тем не менее об этом, что "хлебом единым" жить - означает жизнь смертную.
Ведь мы не созданы для смерти. Почему же смерть является абсолютным условием для всего существующего? Церковь отвечает на это: Потому что человек отверг жизнь такую, какую предложил ему Бог и предпочел такую жизнь, которая зависит не от Бога, а только от хлеба.
Человек не только отказал Богу в послушании, за что был наказан, он изменил также связь между собой и миром. Конечно, Бог дал человеку мир, как средство для жизни, как источник пищи, но эта жизнь была задумана, как общность с Богом, Бог был сутью и содержанием этой жизни. "В Нем была жизнь и жизнь была свето человеков", читаем мы в Писании.
Мир и пища были созданны как средство для общности/единения с Богом. И лишь потому что они одобрены Богом, они дают жизнь. Трагедия Адама заключается в том, что он ел ради самого себя, более того, он ел отдельно от Бога, чтобы быть независимым от Него. Он верил, что пища имеет в самой себе жизнь и что он через сопричастность к этой пище может стать как Бог, т.е. сможет иметь жизнь в себе самом.
Мир, пища стали Богами человека, источниками его жизни, принципами его жизни. Человек стал их рабом. Человек - это все еще Адам, все еще раб пищи. Он может сказать, что он верит в Бога, но Бог не составляет его жизнь, его пищу, суть его существования.Человек может сказать, что он получил свою жизнь от Бога, но он не живет в Боге и для Бога.
Его знания, его самосознание основываются на принципе "хлебом единым". Мы едим чтобы жить, но мы живем не в Боге. Сейчас то самое время, когда мы задаем себе вопрос: Отчего, вернее, от КОго на самом деле зависит наша жизнь?
Воскресная проповедь на 2 неделе великого поста 31.03.2013
Протоиерей
Герман (Вольфганг)Фальтермайер
Это проповедь нашего немецкого батюшки. Перевод мой, так что замечания и советы по более удачному переводу и вообще чтоб звучало какэтоболее по-русски, приветствуются!
Оригинал:
>Nach der orthodoxen Lehre ist Sünde nicht nur die Verletzung einer Regel, die Bestrafung nach sich zieht. Sünde ist immer eine beeinträchtigung des uns von Gott geschenkten Lebens. Die Ursünde des Menschen wird uns deshalb vorgestelt als ein Akt des Essens.
>Denn Essen ist ein Mittel des Lebens, Essen ist das, das uns am Leben erhält.
>Was bedeutet eigentlich "zu leben", "am Leben bleiben"?
>Heute hat Leben ausschließlich eine Biologische Bedeutung. Leben hängt allein vom Essen ab, d.h. Von der materiellen Wirklichkeit dieser Welt. Schrift und Tradition sprechen jedoch davon, "daß von Brot allein zu leben" ein sterbliches Leben bedeutet. Doch wir sind nicht für den Tod geschaffen. Warum ist der Tod die absolute Bedeutung für alles was existiert? Die Antwort der Kirche ist: Weil der Mensch daß Leben, wie es ihm von Gott angeboten wurde, ablehnte und ein Leben bevorzugte, daß nicht von Gott, sondern von Brot allein abhing. Der Mensch versagte nicht nur Gott den Gehorsam, wofür er bestraft wurde, er änderte auch die Beziehung zwischen sich und der Welt. Natürlich gab ihm Gott die Welt als Mittel zum Leben, als Spender der Nahrung, aber dieses Leben war gedacht als eine Gemeinschaft mit Gott, Gott war der Inhalt dieses Lebens.
>"In Ihm war Leben und des leneb war das Licht des Menschen", lesen wir in der Schrift.
>Welt und Nahrung waren also geschaffen als Mittel der Gemeinschaft mit Gott.
>Und nur wenn sie Gottes wegen angenommen werden, Spenden sie Leben.
>Die Tragödie Adams war,daß Er aß um seinetwillen, mehr noch, er aß getrennt von Gott, um von Ihm unabhängig zu sein. Er glaubte, dass Nahrung in sich Leben habe und daß er, durch Teilnahme an dieser Nahrung, wie Gott sein könnte, d.h. In sich selbst Leben haben könnte.
>Die Welt, die Speise wurden den Götter des Menschen, seine lebensquellen, seine Lebensprinzipien. Der Mensch wurde ihr Sklave. Der Mensch ist noch immer der Adam, noch immer der Sklave der Nahrung. Er mag sagen, dass er an Gott glaube, aber Gott ist nicht sein Leben, seine Nahrung, der Inhalt seiner Existenz.
>Der Mensch mag sagen, dass er von Gott sein Leben empfing, aber er lebt nicht in Gott und für Gott. Seine Kentnisse, sein Selbstbewußtsein gründen noch immer auf dem Prinzip "vom Brot allein". Wir essen um zu leben, aber wir leben nicht in Gott. Es ist jetzt die Zeit, wo wir uns die Frage stellen: wovon, genauer, vonwem hängt unser Leben wirklich ab?
German (Wolfgang)
Faltermeier
Protoierej