Граждане!
Московская секция Пролеткульта оповещает о предстоящем концерте 2 ноября в 19 часов в Большом зале Консерватории. Явка обязательна. Пресс-релиз и афиша прилагаются.
Агитбригада Пролеткульта
МЕХАНИЧЕСКИЙ БАЛЕТ
(цирк на 352 клавишах)
Проект Алексея Любимова
Музыка для 4-х роялей и ударных
Вниманию публики предлагается программа, в которой впервые в Москве прозвучат сочинения XX вв. для четырех (!) фортепиано. Помимо уникального состава инструментов, безусловный интерес представляет одно из самых скандальных сочинений авангарда 1920-х годов - Механический балет композитора Джорджа Антейла (1900-1959). Этот американский «bad boy» появился в Париже в начале 20-х годов XX века, не без поддержки И.Ф.Стравинского. Его первые выступления в качестве пианиста со своими собственными сочинениями были названы современниками «варварскими» и «дерзкими». Механический балет задуман как музыка к одноименному абстрактному фильму Фернана Леже (1924) для ударно-шумового оркестра, включавшего 16 механических пианол и огромный ансамбль ударных с использованием сирен, электрических звонков и самолетных пропеллеров: эта первая версия была реконструирована только в 2002 г. в Карнеги-холле.
В Большом зале Московской консерватории будет исполнена концертная версия 1953 года для 4-х фортепиано и оркестра ударных, включающего вышеупомянутые звонки и пропеллеры. Это сочинение - ярчайший пример футуризма, брюитизма и дадаизма в музыке 20-х годов. «Дикарская», неправильная ритмика, неудержимая моторная энергия и сверкание шумовых и ударных эффектов создают огромные возможности для визуальных решений этого Балета. Мы постараемся создать адекватную атмосферу присутствием на сцене различных механизмов и театральных атрибутов, в фойе будет располагаться выставка музыкальных автоматов и авангардной живописи и демонстрироваться фильм Фернана Леже.
Откроет же программу Концертный квартет Карла Черни (1791-1857). Выдающийся венский пианист-виртуоз, композитор, известный педагог, ученик Бетховена и Сальери (он был первым исполнителем Пятого концерта Бетховена) написал это сочинение - попурри, или фантазию на темы Беллини, Обера, Паганини и Россини - для благотворительного концерта в помощь пострадавшим от жестокого наводнения (4 апреля 1830 г.) в Вене, где его исполнили четыре знатных дамы из княжеских кругов. Это весёлая, пустовато-виртуозная музыка, созданная специально для развлечения высшего света.
Две московские премьеры сочинений для квартета роялей принадлежат выдающимся композиторам-минималистам. Мортон Фелдман (1926-1987), культовый американский автор и соратник Джона Кейджа, сочинял музыку тишины, словно пришедшую к нам из других измерений времени и пространства. Отзвуки далеких миров слышатся и в медитативной, рассредоточенной Пьесе для 4 фортепиано (1957).
Листок из альбома II (2009) «российского гуру» Владимира Мартынова погружает слушателя совсем в иное состояние своим жёстким моторным драйвом и безжалостной репетитивностью. Мартынов - не гость как на академической эстраде, так и в среде рок-музыки и андерграунда; он автор многих нашумевших проектов, мыслитель и музыкальный писатель, перу которого принадлежат книги Конец времени композиторов и Зона OPUS-POSTH.
В программе также прозвучит Соната для двух фортепиано и ударных (1937) классика XX века Белы Бартока (1881-1945), в которой соединяются необычайная синкопирующая ритмика и венгерский мелодизм.
В концерте заняты известные мастера-исполнители: первопроходец и открыватель всевозможных альтернатив Алексей Любимов, признанный эксперт по части современной музыки Михаил Дубов, концептуалист и человек-оркестр Пётр Айду, универсальный музыкант и блестящий виртуоз Алексей Зуев, легендарный ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. Дирижировать Механическим балетом будет отточенный профессионал и самобытный интерпретатор самых разных партитур маэстро Владимир Понькин.
Все вопросы к
Пете Айду