Есть фильмы, которые нужно смотреть неоднократно, чтобы понять смысл увиденного и разгадать, что хотел сказать этой работой режиссёр. Тем более такой великий режиссёр как Ингмар Бергман.
Фильм Ингмара Бергмана "Земляничная поляна", а также фильм "Она танцевала одно лето" режиссёра Арне Маттсона были двумя первыми шведскими фильмами, которые я посмотрела ещё студенткой первого курса института. Тогда я не всё поняла, что хотел сказать Ингмар Бергман своим фильмом, но, странное дело, некоторые кадры фильма и главный герой профессор Исаак Борг запомнились навсегда. А ещё запомнилась красавица Ингрид Тулин, исполнившая в фильме роль невестки профессора Марианны Борг. Позже я видела её ещё в нескольких фильмах И. Бергмана, а также в фильме "Гибель богов" Лукино Висконти.
"Земляничная поляна" - одна из важнейших картин не только в фильмографии Ингмара Бергмана, но и в истории всего мирового кинематографа. Фильм получил главную награду Берлинского кинофестиваля, "Оскар" за оригинальный сценарий, "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм, премию кинокритиков в Венеции.
Ингрид Тулин (в роли невестки профессора)
Профессор Борг (Виктор Шёстрем)
Видела почти все фильмы И. Бергмана. Это глыба в кинематографе. Режиссёр-философ, глубочайший мастер, отлично знающий жизнь и умеющий отобразить её в кино. В этом фильме он сумел найти ракурс, с помощью которого донес до зрителя ту глубину печали, трагизма и одновременно надежды, что жить нужно сегодня, не откладывая на завтра любовь, детей, рассветы, закаты, да и саму жизнь.
В центре фильма "Земляничная поляна" 78-летний профессор медицины Исаак Борг. За свою успешную деятельность во время его 50-летней врачебной практики Борг награждён учёным сообществом почётной степенью Honoris causa. Он отправляется на автомобиле из Стокгольма в Лунд вместе с невесткой Марианной, чтобы получить награду. По пути они заезжают в то место, где профессор жил давным-давно, в юности, и где сохранился заброшенный дом многочисленного некогда семейства. И он вспоминает свою жизнь и тех, кто его окружал.
"Накануне отъезда ему снится странный сон. Он попадает в город, где нет жизни. Не слышно никаких звуков. Он поднимает глаза и видит часы, на которых нет стрелок. Время остановилось. Он подходит к прохожему и трогает его за плечо, пытаясь узнать, что происходит. Тот поворачивается, и пожилой врач вдруг видит судорожно сжатый рот и закрытые глаза. На лице прохожего - знак закрытости и прекращения жизни. После этого прохожий молча падает и разбивает голову о камни тротуара. Пожилой врач с изумлением оглядывается по сторонам и видит двух лошадей, везущих катафалк. Неожиданно колесо цепляется за уличный фонарь, и с катафалка на мостовую падает гроб. Из него свешивается рука покойника. Старик подходит к гробу, заглядывает внутрь, и в этот момент покойник хватает его за руку и начинает тянуть к себе..."
(С. Н. Лазарев)
Часы без стрелок и гроб никто не забудет никогда!
Это не просто воспоминания, это не просто игра воображения. В них герой не просто делится событиями прошедшей жизни, он выделяет в них самые важные моменты и то, где он ошибся.
Потрясающий, незабываемый фильм. Тот, кто посмотрел его однажды, будет помнить его всю жизнь. Кино для души, разума, сердца. Картина высочайшей эмоциональной силы. Она заставляет зрителя задуматься о том, как, возможно, он будет оглядываться на свою жизнь тогда, когда уже ничего не исправить и не пережить снова.
Несмотря на преклонный возраст профессор интересен во всём. Он неординарен и даже привлекателен, с удивительным внутренним миром. Недаром случайная юная спутница на прощание произносит ему слова - "я выбираю вас, сегодня и всегда!"
В роли 78-летнего врача, профессора Исаака Борга снялся престарелый режиссер Виктор Шёстрем. Ему удалось воплотить на экране то, чего мы все ждем от счастливой старости: светлой печали, спокойствия, смирения и в то же время исключительной надежды. Исаак Борг вежливо и интеллигентно прощается с жизнью и с теми, с кем жил рядом.А фильм заставляет нас задуматься о том, что происходит с нами - сегодня и всегда. Конечно, никто в жизни не избежит ошибок, но, может быть, некоторые можно предотвратить?