В осени есть много прекрасного. Прежде всего, это бабье лето, красотой пейзажей которого можно наслаждаться бесконечно. Но если за окном дождь и ветер, то лучше остаться дома и, укутавшись в тёплый плед, с чашкой горячего чая, наслаждаться хорошим фильмом. Для таких вечеров подходят лучше всего лирические мелодрамы или романтические истории о любви. Но и более серьёзные фильмы помогут нам задуматься о смысле жизни или о взаимоотношениях с родственниками, друзьями и коллегами. Речь пойдёт сегодня о шедевре "Осенняя соната" (1978 год) великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана.
Лив Ульман в роли Эвы и Ингрид Бергман в роли Шарлотты
"Осенняя соната" непростой фильм. Он исследует различные психологические стороны семейной драмы, в центре которой отношения матери, успешной пианистки, и дочери, примерной хозяйки дома и жены.
Мать Шарлотта (Ингрид Бергман) и её дочь Эва (Лив Ульман) не виделись уже несколько лет.
Эва, жена деревенского пастора, решает пригласить её к себе в дом в гости. Шарлотта - всемирно известная пианистка. Она талантлива, успешно гастролирует с концертами по миру, но зритель видит уже стареющую, эгоистичную женщину, только что похоронившую очередного мужа. Эва тоже училась игре на фортепьяно, она, конечно, не столь талантлива, как мать, но главное её призвание - быть хозяйкой дома, женой, матерью и любящей сестрой. Судьба её не баловала. У неё прекрасный муж, которого она очень уважает, но не любит по-настоящему. Их сын Эрик сын утонул в четырёхлетнем возрасте, но она заставила себя думать, что он жив, и ничего не меняет в его комнате. Кроме того, Эва ухаживает за больной сестрой Хеленой, страдающей параличом, речь которой понимает лишь одна Эва.
Виктор, муж Эвы (Хальвар Бьерк)
Хелена (Лена Нюман) и Эва
Фильм начинается с того, что Эва пишет письмо матери с приглашением приехать к ним с Виктором в гости. Она отдаёт это письмо Виктору, чтобы он знал о его содержании и отправил его. И вот мать приезжает. В доме после её приезда начинаются воспоминания каждой женщины о многих событиях их семейной жизни, причём зритель узнаёт две версии происходящего: то, как видела их Шарлотта, и то, как воспринимали эти же события дочь и муж Шарлотты. Мать-дочь. Дочь-мать. Ещё одна дочь, которую мать не воспитывала и не лечила, а Эва взяла её к себе из больницы и ухаживает за ней.. Отношения матери и дочери, очень непростые, даже трагические. Почему-то в последнее время так много пишут и говорят о подобных отношениях, и чаще всего во многом винят именно мать. Столько горьких слёз. Универсальная глубинная проблема. Любовь - ненависть, ненависть - любовь. Ведь дочь так хотела любви матери, которую так и не получила.
Для Шарлотты главное - её собственная жизнь: концерты, гонорары. Глядя на портрет Леонардо, она говорит, что он оставил ей в наследство три миллиона (франков?), но ведь и она не нищая, у неё тоже скопились собственные три миллиона. Может быть, купить Эве новую машину, ведь у них развалюха? Но потом передумывает и решает свой автомобиль оставить Эве и Виктору, а себе купить новый. Да, у Бергмана во многих фильмах всё сводится к тому, что люди живут по принципам максимальной выгоды, материальной и эмоциональной полезности и нездорового эгоизма. Вспоминаю фильм "Лето с Моникой", о котором я писала. Там тоже для Моники самое главное - её личная жизнь и её личные материальные ценности. Общество, основанное на товарно-денежных отношениях, в которым сами люди - и есть товар. Тут не до любви к самым близким, и это для близких ужасно.
Фильм, тяжёлый для просмотра. Актеры великолепны, действие очень правдиво и пронзительно, веришь, что так могло быть. Прекрасная музыка.
В "Осенней сонате" за маской наигранной вежливости и комплиментов скрывается настоящая сущность героев, их чёрствое настоящее. Показные чувства не имеют ничего общего с настоящей любовью. Камерная лента, практически всё действие разворачивается в стенах дома, почти весь фильм это диалоги и монологи героев, но всё происходящее потрясает до глубины души!