Чувствую, что я устала от карантина, ведь уже второй месяц длится это замкнутое существование. Боишься даже лишний раз в магазин выйти, ведь Большой Брат наблюдает за тобой. Остаётся Интернет и телевизор.
А по телевизору, по каналу "Ностальгия", посмотрела вчера ночью советский фильм 1962 года "Никогда".
Никогда раньше я не видела да и не слышала о фильме с таким названием. Привлекли в титрах имена Е. Евстигнеева, П. Тодоровского и Н. Мышковой. П. Тодоровский указан как режиссёр и как оператор. В качестве оператора он показал прекрасные навыки, очень много удачных съёмок и кадров.
В качестве режиссёра его видение проблемы лично у меня вызывает некоторое недоумение. Фильм "производственный", которых в советское время было очень много. Например, "Битва в пути", "Повесть о директоре МТС и главном агрономе", "Простая история", "Большая семья", "Светлый путь", "Девять дней одного года" и многие другие.
В южный город на работу на судостроительный завод приезжает новый директор Алексин (Е. Евстигнеев) с женой (Н. Мышкова). Для него уже приготовлен особняк, в котором живёт почему-то слесарь с этого же завода, который не сразу съезжает оттуда.
Директор Алексин полностью отдается работе, для него не существует сентиментальности в своем деле, нет выбора между работой и людьми. Если человек не занимается положенным делом - человеку здесь не место! Он настолько отдаётся своему делу, что даже для жены в его "графике" почти не остаётся места, и она, не найдя здесь работы (она искусствовед, знаток творчества П. Рубенса, работавшая в Эрмитаже) и не найдя сочувствия у собственного мужа, уезжает снова в Ленинград.
Алексин жестковат с людьми, если они не преданы, как и он, своей работе, он чёрств по отношению к рабочим, его не понимают и не любят. И Алексину непонятно, ведь дело не в его личном характере, как говорит он секретарше, а в том, что главное для него дело, работа: строительство очередного судна, каких бы усилий для него и его рабочих это ни стоило.
Вероятно, он бывший фронтовик, а на фронте всё делается только для фронта, только для победы. В мирной жизни не всегда популярны такие принципы. А жена не декабристка, она вернулась к своей привычной жизни. Алексин, кажется, не понимает, что человек не просто "винтик" на своём посту, он ещё и личность, требующая внимания, сочувствия, понимания и заботы.
В конце фильма, когда новое судно уже спущено на воду, зритель видит, как директор с фотографией вновь построенного под его руководством судна возвращается домой, где его никто не ждёт, мы понимаем, что герой должен задуматься:
что же более важно - профессионализм или человечность?
Это трагедия жизни по-настоящему преданных своему делу одиночек и их непонимания со стороны большинства простых обывателей, для которых "хорошим" руководителем будет только беспринципный и бесхарактерный человек, пытающийся панибратски завоевать авторитет.
Многие детали фильма (одежда, аксессуары, обстановка, еда) вполне соответствуют духу того времени. Правда, сцена свадьбы слесаря в особняке директора вызвала у меня недоумение, даже разочарование, хотя эти мысли возникли у меня, конечно, с точки зрения современных реалий. Для меня это неправдоподобно.
Одна из первых главных ролей Е. Евстигнеева, с которой он справился. А дальше его деятельность будет просто непревзойдённой (вспоминаю "Собачье сердце", "Ночные забавы" "Старый Новый год", "Зимний вечер в Гаграх" и многие другие). В. Носик, С. Хитров, В. Владимирова тоже справились с замыслом режиссёра.
Но почему "Никогда"?
Он никогда не изменится? Жена никогда не вернётся к нему? Он никогда не изменит своим принципам? Его никогда не полюбят?
Загадка для меня. Возможно и для зрителей.
А карантины пусть НИКОГДА не повторяются!