Вера Фёдоровна Панова "Мальчик и девочка"

Mar 28, 2020 17:02


Карантин располагает к чтению и просмотру кинофильмов. Что я и делаю.



Н. Богунова



Н. Бурляев

20 марта исполнилось 115 лет со дня рождения Веры Фёдоровны Пановой, известной советской писательницы, трижды Лауреата Сталинской премии. Самое любимое произведени В. Пановой для меня - это повесть "Спутники", а один из самых любимых военных фильмов - фильм П. Фоменко по этой повести "На всю оставшуюся жизнь".

Помню и другие фильмы по её произведениям и сценариям, например, "Проводы белых ночей"  с молодым Ю. Каморным. Тоже отличный фильм. А фильм "Серёжа" - вообще шедевр, который я с удовольствием пересматриваю время от времени.

Получилось так, что три дня тому назад я прочитала повесть "Мальчик и девочка" В. Пановой, в которой описывается история короткого романа мальчика, который только что закончил школу, и родители, чтобы он отдохнул от экзаменов, покупают ему путёвку в санаторий, в Крым, с молодой девочкой сверстницей, которая, как часто случается, заканчивается расставанием, мальчик уезжает, а девочка остаётся беременной. Она пишет ему письма, но ответа от столичного знакомца не получает. Через некоторое время у неё рождается сын, и преодолевая недетские уже трудности, девочка взрослеет, становится красивой молодой женщиной, гордой и уверенной в себе.

История стара как мир, но Вера Панова покоряет читателя человеческой простотой. Язык чистый, светлый, чуть поэтичный и ничего лишнего. Это как бы этюд, зарисовка, вариация на вечные темы - первая любовь, первая печаль.

Как получилось, что мальчик обратил внимание на хорошенькую, молоденькую официантку, которая подавала им завтраки, обеды и ужины? Всё, казалось бы, было хорошо, солнце, море, купание, экскурсии? Вот как автор пишет об этом:

"Чего-то ему не хватало. Ему не хватало чего-то для полноты счастья...

Нестерпимо тесно вдруг показалось на пляже.

Рядом с ним, закрывая от него даль, возвышалась фигура мужчины-гиганта. У ног мужчины на песке сидела женщина. Она сидела, обняв свои колени, нежная и влюбленная.
Мальчик встал и пошел меж человеческих рук, ног, голов, туловищ, набросанных на песке.
Пошел в парк. Женщины попадались ему навстречу Одна прошла, другая, третья, четвертая…

Он всматривался в них вопросительно. Не то чтобы сравнивал и выбирал, нет, все было бессознательно - и поиски, и тревога, что толкала на поиски. Ни одно лицо его не привлекало, к тому же все женщины были старше его, годились ему если не в матери, то в старшие сестры.

Он сел на скамейку. Две тонкие ветки орешины покачивались над его головой, густая сеть теней лежала на дорожке. Между деревьями, в глубине парка, стояла белая скульптура - лыжник, прыгающий с трамплина.

В конце аллеи показалась тоненькая девушка в светлом платьице. Мальчик насторожился. Она подходила все ближе, улыбаясь, и он уж подумал, что эта улыбка адресована ему, и оживился… Но оказалось, что не ему улыбается девушка, а своему молодому человеку, который шел ей навстречу и которого мальчик заметил только тогда, когда тот прошел мимо. Молодой человек взял девушку под руку, и они ушли своей дорогой. Оживление мальчика прошло, он разочарованно откинулся на скамейке".

От того, что ему чего-то не хватало, и появилась она...

И фильм...

На следующий день я посмотрела фильм Юлия Файта "Мальчик и девочка", и он мне понравился. Снят фильм почти дословно по повести, и понятно, ведь сценарий написала сама Вера Панова.
Фильм полнометражный цветной, поставлен на Киностудии "Ленфильм" в 1966 году режиссёром Юлием Файтом.



Девочка - Наталия Богунова



Мальчик - Николай Бурляев

Я написала, что фильм понравился. Это так. Он чистый, яркий, поэтичный, абсолютно нравственный, поэтому странно, что Ю. Файту в течение 10 лет не давали ничего снимать, а фильм фактически положили на полку.

Есть два отклонения от повести.
Мальчик едет в Крым, и там очень часто "затейником" (сейчас сказали бы "аниматором") упоминаются места, "которые любил А. П. Чехов". То есть, это где-то около Ялты, а фильм снимали около Геленджика, в посёлке Дивноморское.

Википедия пишет:  "Хорошо узнаваемый центральный сельский пляж, пляж около санатория Черноморского флота, старые корпуса санатория КЧФ, ныне санатория "Дивноморский", а также место побережья между пансионатами "Факел" и "Голубая даль", где главные герои отдыхают на огромных камнях, сохранившихся до сих пор. Единственная нестыковка: в фильме звучит предложение съездить на автобусную экскурсию в Бахчисарай - а это уже Крым, достаточно удалённый географически. Правда, в самом фильме место действия никак не обозначено, так что упоминание Бахчисарая вполне уместно, если предположить, что события фильма в Крыму и разворачиваются, тем более что в начале фильма главный герой говорит про путёвку в крымский санаторий".

Почему я пишу об этом? Я трижды была в Крыму, и трижды на Кавказе, и один раз из них именно в Дивноморском. А климат и пейзажи там и там всё-таки отличаются. И я помню пейзажи Дивноморского, а это далеко не Крым.

И второе.
В повести: "Приехали в санаторий актёры на двух военных машинах - пёстрая, запылённая, шумная компания.
Ушли в клуб, встреченные персоналом".
А в фильме почему-то актёры оказались толпой цыган, что мне показалось пошлым и неуместным.

Премьера фильма в СССР состоялась 10 октября 1966 года.

По словам Юлия Файта, фильм "не вышел на экраны, кинематографическое начальство что-то такое в нём углядело, и фильм много лет пролежал на полке. А я после этого фильма на 10 лет был лишён возможности снимать художественные фильмы".
По воспоминаниям Николая Бурляева:
"Уже был назначен день премьеры в кинотеатре „Художественный“, и я, проезжая по Москве, видел огромные красивые афиши. А потом - в день премьеры! - объявили, что она отменяется. Оказывается, фильм посмотрели два каких-то деятеля из ЦК партии, позвонили министру кинематографии и пригрозили: „Если ты будешь делать картины, где 16-летние дети влюбляются и рожают детей, мы тебя просто уволим“. Недавно я пересмотрел фильм и поразился: он такой чистый, прозрачный, без тени пошлости, его нужно показывать всем мальчикам и девочкам - он будет воспитывать в них чувство ответственности за собственные поступки".



Кадр из фильма

Фильм всё-таки реставрировали и показали на одном из фестивалей в 2017 году к 80-летию режиссёра. Юлий Файт ещё раз высоко оценил игру Николая Бурляева:
" Я вдруг увидел то, что видел когда-то, каждый раз получая огромное удовольствие от поразительной игры Николая Бурляева на экране. Этот актёр для меня - эталон актёрской точности и свежести".

Посмотрите по возможности этот фильм, который после тех советских запретов заставляет задуматься: за что его положили на полку, ну нет абсолютно никаких причин!

Гениальный фильм. Простая история, простой сюжет. А остаётся в памяти навсегда. Девочка - это образец красоты, искренности, открытости в своей первой любви. Так хочется, чтобы она была счастлива. Один из лучших фильмов о юношеской любви.

рецензия на фильм, кино, что читать, литература и писатели, #яостаюсьдома, советское кино

Previous post Next post
Up