Рене Магритт в Эрмитаже

Feb 16, 2020 20:05


"Магритт"



Готовый букет, 1957


Впервые в России в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в августе 1998 года открылась выставка работ художника-сюрреалиста Рене Магритта. На выставке было выставлено 28 картин и 2 скульптуры, которые предоставили музею  Нью-Йоркский музей современного искусства, Вашингтонская национальная галерея, Лондонская галерея Тейт, Бельгийский королевский музей изящных искусств в Брюсселе и - большую часть - знаменитое частное собрание коллекционеров и меценатов Доменик и Джона де Менил (Хьюстон, США).

Выставка  называлась "Магритт". У нее не было  ни подзаголовка, ни каких бы то ни было иных уточнений.

Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во вступительном слове отметили, что "живопись Рене Магритта - революционная и вызывающая - одновременно приятна для глаза и успокаивает. Зрители на его выставках испытывают откровенное удовольствие, разглядывая его кажущиеся нехитрыми загадки. На самом деле Магритт вовсе не прост. Он многозначен, глубок и таинственен. Он играет на самых сокровенных струнах души... Его кажущаяся "мелкобуржуазной" и "рекламной" эстетика - только поверхностные приманки, затягивающие зрителя в манящие бездны сокрытого".

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выразил особую признательность Мерита-Норд банку за щедрое финансирование проекта.



Рене Магритт. "Влюблённые", 1928 год

Мир загадок и фантазий Рене Магритта оставался в стенах Эрмитажа до 18 октября 1998 года, а затем он переселился в Москву, в ГМИИ им. Пушкина.

Я была на этой выставке. Многое меня поразило, объяснение смысла некоторых картин я нашла гораздо позже, после выставки. Например, на некоторых из 28 картин головы персонажей были закрыты платком, как на картине "Влюблённые".

На полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью,  смотрят на зрителя. Произведение очень символично и таит в себе глубокий смысл. Некоторые критики интерпретируют этот сюжет как отображение человеческой неспособности полностью раскрыть истинную природу своих взаимоотношений даже с самыми близкими людьми…

Одна из версий наличия полотна на головах персонажей такова: причиной рождения в сознании художника столь необычных образов стала его детская травма, связанная с трагической гибелью матери.

Магритт был подростком, когда его мать утопилась. Будучи молодой и красивой, она покончила с жизнью, прыгнув с моста в реку. Когда тело погибшей было обнаружено, её голова была обернута тканью. Скорее всего, женщина специально закрыла себе лицо, чтобы не выглядеть обезображенной после смерти.

Затем удивительной показалась картина, где изображено яблоко, занимающее целую комнату.



Рене Магритт. Слушающая комната, 1952 год

Философы объясняют: Комната просто - это объект, чисто функциональный, неживой и мёртвый, подчинённый человеку. Комната слушать не может. А вот "слушающая комната" это уже гилозоизм - одушевление неживой природы. Яблоки появляются на картинах Магритта довольно часто.

Загадок было много. Что-то было понятно, что-то не очень.
Но тогда я не особенно задумывалась над сюрреалистичными смыслами его картин. Выставка была интересной, необычной, этого для меня было достаточно. Гораздо позже я больше интересовалась его творчеством и кое-что мне даже понравилось.
* * *


Рене Магритт

Немного о художнике.
Рене́ Франсуа́ Гисле́н Магри́тт (фр. René François Ghislain Magritte, 1898-1967) - бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин. Магритт родился в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой. В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое впечатление на бывшего тогда ещё подростком будущего художника.
Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967. Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1927 году он устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду. Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком "солнечном" стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины "Империя света" (Из Интернета)



Империя света (незавершённая), 1967 год



Большой стол, 1965



Страна чудес, 1964



Банкет, 1955



Салон бога, 1948



Память о вояже, 1952



Культивирование идей, 1927



Прекрасный мир, 1962



Ящик Пандоры, 1951



Чистый разум, 1948



Хор сфинксов, 1964



Сувенир из путешествий



Территория, 1957



Черная магия, 1945



Пустая страница, 1967



Большая семья, 1963



Шестнадцатого сентября, 1956



Справедливый плен, 1931



Удар по сердцу, 1952



Большой стол, 1963



Тоска по Родине, 1940



Весна, 1965



Без названия, 1925



Глубочайшие чувства, 1960



Память, 1948



Невежественная фея, 1950



Пустые подписи, 1965



Шедевр или тайны горизонта, 1955



Состояние человека, 1933



Таинственные баррикады, 1961



Вспышка, 1959



Соблазнитель, 1953

.Подборка работ отсюда:

http://www.wikipaintings.org/ru/rene-magritte#close

Читать:Что символизирует яблоко на самой известной картине Рене Магритта: 6 популярных версий
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060420/46008/



художники, Эрмитаж, искусство

Previous post Next post
Up