Кино по четвергам. Райнер Вернер Фассбиндер

Nov 07, 2019 09:19


Райнер Вернер Фассбиндер



Райнер Вернер Фассбиндер

Впервые с творчеством Фассбиндера я столкнулась в начале 80-х годов. Я посмотрела фильм "Замужество Марии Браун", который произвёл на меня колоссальное впечатление. Долгое время я ходила под впечатлением увиденного. Тогда я не обратила внимания на имя режиссёра. Позже я смотрела фильм "Марта", который не понравился и никак не запомнился. И только позже, после "Берлин, Александерплац", я по-настоящему узнала о жизни и творчестве Райнера Вернера Фассбиндера.
Райнер Вернер Фассбиндер родился в Баварии 31 мая 1945 года в семье доктора медицины Гельмута Фассбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году родители развелись. Райнер остается с матерью (которая позднее под именем Лило Пемпайт или Лизелотта Эдер исполняет второстепенные роли во многих его фильмах).
Режиссёр не получил специального образования, но рано начал снимать любительские короткометражные фильмы. В 1967 году он поступил в мюнхенский Action Theater, на следующий год организовал собственную экспериментальную труппу -"Антитеатр". Фассбиндер снял свой первый художественный фильм в 1969 году ("Любовь холоднее смерти"), в котором снимался он сам и Ханна Шигулла, снявшаяся позже в большинстве его фильмов. Позже Фассбиндер выдавал фильмы с поразительной скоростью, по три или четыре в год, преимущественно по собственным сценариям. Кроме того, он ставил большое количество театральных и телепостановок.

Райнер Вернер Фассбиндер сказал однажды, что он "не бросает бомбы, а делает фильмы", но его картины во многом были подобны бомбам, разрывающим и разоблачающим мнимое благополучие "цветущей" Германии. За 13 лет он успел снять более сорока художественных фильмов, его одержимость киноискусством, невероятный творческий драйв и плодовитость поистине потрясают. Каждая его лента - это громкая пощёчина буржуазному миру.  Его фильмы - это не только достоверное изображение жизни немецкого общества, талантливое и образное описание процессов, происходивших в человеческих душах, но также стрелы тоски по иному миру - миру свободы и справедливости, который, как верил режиссер, станет когда-нибудь реальностью.

Как актер он снялся в нескольких своих фильмах и в фильмах других режиссеров, иногда под псевдонимом Фитц. Ранние фильмы Фассбиндера не имели буйного драматического эффекта и стилистического изыска, иногда даже в ущерб имеющему большое значение синтаксису языка кино. Камера обычно статична и как бы подслушивает длинные разговоры. Диалог обычно манерен и монотонен, действие и мотивация расплывчаты, а декорации произвольны; и тем не менее многие сцены Фассбиндера производили на зрителя мощнейший эффект, как говорится, вызывая мурашки на коже. Его фильмы, как и его театр, политически артикулированы и бескомпромиссны по отношению к любым социальным институтам. Повторяется тема злоупотребления властью и последствий угнетения. Некоторые критики сравнивали его работу с работой Жан-Люка Годара, тогда как другие находили в ней влияние американского кино 1950-х годов и в частности фильмов Дагласа Серка.Международная слава пришла с фильмом "Страх съедает душу" (1974). Одно из наиболее значительных произведений - "Замужество Марии Браун" (1979). В картине "Замужество Марии Браун" нашёл отражение весь послевоенный опыт Германии. Заглавную роль в фильме блистательно исполняет муза Фассбиндера актриса Ханна Шигулла.



Ханна Шигулла

Ханна Шигулла, актриса, сыгравшая главные роли в фильмах "Замужество Марии Браун", "Лили Марлен", "Эффи Брист", "Берлин, Александерплац" и др.



Барбара Зукова, сыгравшая в фильме "Лола"

Хотя он добился международных триумфов такими фильмами, как "Торговец четырьмя сезонами", "Горькие слезы Петры Фон Кант", "Замужество Марии Браун" и "Тоска Вероники Фосс" (Золотой Медведь-82 на Берлинском МКФ), Фассбиндер никогда не привлекал широких общественных последователей. Но его необычный талант сразу вызвал восхищение критиков, многие из которых предсказывали, что когда-нибудь он возродит германское кино.



Ханна Шигулла в фильме "Лили Марлен"

"Лили Марлен" - один из самых удачных фильмов режиссёра. Кинематограф Райнера Вернера Фассбиндера относится к тем редким явлениям, когда сложно выбрать одну или же несколько этапных, принципиальных работ. Кто-то назовет "Замужество Марии Браун" (1978), действительно совершенную картину, ставшую удачным примером сочетания искусства и коммерции в жанре "высокой мелодрамы". Сам Фассбиндер придавал наибольшее значение проекту экранизации любимого романа Альфреда Дёблина "Берлин, Александерплац" (1980).

Затем следует ряд удачных работ, включая фильм "Тоска Вероники Фосс". Последним фильмом Фассбиндера стал "Кэрель" (1982) - экранизация скандального романа Жана Жене о гомосексуальных похождениях матроса во французском портовом городе Брест.
Трагически яростная энергия, наполнявшая творческий "драйв" Фассбиндера, также ускорила его ранний конец. Открытый гомосексуалист (хотя и был какое-то время женат на одной из своих актрис Ингрид Кавен), он был абсолютным нонконформистом. Режиссер вел беспорядочный, быстрый образ жизни, подпитываемый алкоголем, кокаином и другими наркотиками. Он умер от передозировки кокаина в возрасте 37 лет.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1982 Керель
1982 Тоска Вероники Фосс
1981 Лили Марлен
1981 Лола
1980 Берлин, Александерплац
1979 Третье поколение
1979 Замужество Марии Браун
1978 В год тринадцати лун
1976 Китайская рулетка
1976 Я хочу только, чтобы вы меня любили
1974 Эффи Брист Фонтане
1974 Марта
1974 Страх съедает душу
1973 Мир на проводе
1972 Горькие слезы Петры фон Кант
1971 Торговец четырех времен года
1971 Уайти
1970 Почему рехнулся господин Р.?
1970 Поездка в Никласхаузер
1969 Катцельмахер
1969 Любовь холоднее смерти

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

1969: Театральный приз Герхардта Хауптмана ФРГ
1969: Премия на МКФ в Мангейме
1969: Приз немецких кинокритиков
1970, 1971, 1972, 1978, 1979, 1982: Золотая камера
1974: Премия Адольфа Гримма
1974: Премия ФИПРЕССИ на МКФ
1974: Премия «Серебрянный Хьюго» на МКФ в Чикаго
1974: Приз Отто Дибелиуса
1979: Премия «Серебрянный медведь» на МКФ в Западном Берлине
1979: Премия «Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго
1979: Приз Лукино Висконти
1982: Премия «Золотой медведь» на МКФ в Западном Берлине
2010: Звезда на бульваре Звезд в Берлине

ЛУЧШАЯ ДЕСЯТКА ФИЛЬМОВ ПО МНЕНИЮ РАЙНЕРА ФАССБИНДЕРА:

«Гибель богов» (1969) Лукино Висконти
«Нагие и мертвые» (1958) Рауля Уолша
«Лола Монтес» (1955) Макса Офюльса
«Фламинго-роуд» (1949) Майкла Кёртица
«Сало, или 120 дней Содома» (1975) Пьера Паоло Пазолини
«Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) Ховарда Хоукса
«Обесчещенная» (1931) Джозефа фон Штернберга
«Ночь охотника» (1955) Чарльза Лоутона
«Джонни Гитара» (1954) Николаса Рэя
«Калина красная» (1974) Василия Шукшина

(По материалам Интернета)

Барбара Зукова, немецкое кино, кино, Германия, "Лили Марлен"

Previous post Next post
Up