Любите ли вы речные путешествия, как я?

Jul 29, 2019 13:14

Я немало плавала  на пароходах по Шексне. Есть мечта проплыть по этим местам на круизном теплоходе. Изучаю тему, узнала кое-что новое для себя. Результат изысканий - новости в переименовании речных судов. А пока кое-какие заметки...



Колёсный пароход. Фото Черепанова В. А.

1950-е годы. Колёсный пароход на реке Шексне у села Горицы Кирилловского района. Из Череповца на пароходе люди добирались до Кириллова и Белозерска, плыть было долго, зато не пыльно. До пристани в Белозерском районе "Чайка" на Шексне, надо было пройти четыре шлюза Мариинской водной системы: "Ковжа", "Чёрная гряда", "Ниловицы" и "Деревенька". По пути через эти шлюзы можно было выйти на берег, погулять по бережку, затем вновь вернуться на пароход, свистящий, хлопающий по воде лопастями колёс, такое "дышащее" произведение техники. И вот не прошло и века, как на водных просторах наших рек появилось множество совсем иных плавающих чудес техники. Ниже на фотографии те же Горицы, но у причала - красавец теплоход, поплавать на котором - мечта многих.



Горицы. Круизный теплоход. Фото Ольги Дубровской

На фотографии Ольги Дубровской меня вначале удивило верхнее название теплохода: Excellence Katharina. И я, по незнанию, решила, что в Горицы заходят иностранные суда. Но по подсказке Ольги, я с большим трудом, поискав разгадку на форуме любителей плавать по нашим рекам, нашла ответ и прочитала, что теплоход называется: "Генерал Лавриненков".

Разгадка двух названий такова: всё дело в переименовании речных судов. Многие советские  суда стали называться сейчас по-другому. Например,  в навигацию 2019 года прежний "Игорь Стравинский" выйдет под новым именем - "Волга Стар", а теплоход "Михаил Шолохов" получит его название. При этом в прежние годы "Михаил Шолохов" был известен на зарубежном рынке под коммерческим названием Marc Chagall.
(Marc Chagall - это не единственный случай применения второго, коммерческого названия на российских речных судах, работающих с иностранным туристами. По такому же принципу есть теплоходы с названием Alexandr Borodin, Excellence Katharina, Kandinsky Prestige и Rachmaninov Prestige. Все суда работают в компании "Донинтурфлот").

Этот участок судоходства на Шексне относится к так называемой "Мариинской водной системе", названной в честь Марии Фёдоровны, жены императора Павла I, в связи с тем, что деньги на её строительство давались из благотворительных фондов вдовствующей императрицы.



Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Горицы. Вид на монастырь с горы Маура




В Горицком монастыре. Фотография моей дочери

Из Википедии:

Марии́нская во́дная систе́ма - водный путь в России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем. От Рыбинска до Петербургского морского. порта через приладожские каналы (1054 версты). Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: р. Шексна - Белое озеро - р. Ковжа - Мариинский канал - р. Вытегра - Онежское озеро - р. Свирь - приладожские каналы - р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и Санкт-Петербургского округов путей сообщения.

Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.

Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняло 11 лет. Постоянно переустраивалась и совершенствовалась, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути. Реконструированная в 1959-1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.

Череповец, С. М. Прокудин-Горский, Волго-Балт, путешествия, Кириллов, Шексна, династия Романовых

Previous post Next post
Up