115 лет Витебскому вокзалу

Mar 14, 2019 22:47

В нашем городе пять больших вокзалов: Московский, Витебский, Финляндский, Ладожский, Балтийский. Варшавский как вокзал уже не функционирует. Чаще всего я уезжаю с Ладожского вокзала и приезжаю туда же. Реже всего я сталкивалась с Витебским вокзалом, хотя чаще всего я прохожу именно "мимо" этого вокзала. А это очень интересное сооружение.



Витебский вокзал



Витебский вокзал. Фотография из Интернета

Только что Витебский вокзал отметил красочно своё 115-летие. Для петербуржцев и гостей города на Неве была подготовлена уникальная выставка - выставка костюма "Мода русского модерна".
Место проведения данного красивого события было  выбрано неслучайно. Ведь Витебский вокзал - это как раз здание в стиле "модерн".

Зрители сполна ощутили атмосферу времени становления и развития стиля в архитектуре, сравнили его со стилем в моде. Это около полусотни исторических костюмов, в том числе из коллекции историка моды и телеведущего - Александра Васильева. Вниманию петербургских модников и модниц представили наряды, которые пользовались популярностью в эпоху правления Александра III и Николая II. В экспозиции - воздушные бальные и прогулочные, визитные и дорожные платья, корсажи, пальто, накидки и пелерины нежных пастельных тонов. Помимо этого  -  шляпы, сумочки, зонты, предметы багажа и перчатки. Прекрасный получился юбилей.



Платья из коллекции А. Васильева. Фото из Интернета

А какие чувства возникают у вас в воспоминаниях о Витебском вокзале? У меня чувство холода. Вот холодно там всегда, и в здании, и на перронах. Провожала несколько раз дочь, когда она ездила в Европу. Холодно, намёрзлись, пока ждали посадки. Покупаешь билеты - опять мёрзнешь, в помещениях касс тоже холодно. А если отвлечься от холода, то, конечно, это красивое здание.  И самый первый вокзал в России.



Витебский - самый первый вокзал в России. Вначале, в 1837 году было возведено одноэтажное деревянное здание для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург - Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года. Среди первых пассажиров был иимператор Николай I.



В 1849-1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века.

Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле "модерн", одно из первых в этом стиле, по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. Это была непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла.



Внутренняя планировка здания оформлена  торжественно и рационально.  Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана, исходя из рациональных соображений.Основное помещение вокзала  - это гигантский вестибюль с парадной лестницей. Главной доминантной зала является парадная лестница с мраморными перилами и бронзовыми вставками, в пролете которой установлен бюст императору Николаю I, внесшему значительный вклад в строительство железных дорог в России. Зал освещается электрическими светильниками и естественным светом, приникающим через витражные окна, расположенные по всем стенам. Среди украшений - зеркала и блестящие латунные ручки, на стенах - орнамент и лепнина с изображением женских головок и Меркурия - бога торговли и путешествий.







При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор - инженер В. С. Персон). Кроме своей удивительной архитектуры вокзальное здание поражало пассажиров такими приспособлениями как лифты и транспортеры и широким использованием электричества.

А самое оригинальное то, что это единственный вокзал, в котором рельсы расположены на уровне второго этажа, поскольку насыпь, на которую укладывали пути, подняли почти на 5 метров.



* * *

Странная ситуация. Почему так происходит? Материал из газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Читайте:

Как найти работающий «запретный» лифт на Витебском вокзале

Вы знали, что в здании Витебского вокзала есть работающий лифт? Большой, хороший. Можно подниматься и спускаться с чемоданами и сумками, пользоваться инвалидам и мамам с колясками... Если, конечно, удастся его найти в глубине здания и к нему пропустят охранники.

Проблема с лифтом на Витебском вокзале была, сколько я себя помню. Постоянно приходилось тянуть тяжелую поклажу по лестнице наверх, если куда-то уезжаешь. И вниз, когда возвращаешься, только уже по другой лестнице. Чуть позже объясню, почему это имеет значение. И тянули, и тянут до сих пор все, несмотря на возраст, коляски, детей, инвалидность, костыли.

На перроне никто из обслуживающего персонала помощь не предлагает, если необходимость в ней не была заявлена заранее в письменном виде и с соблюдением прочих формальностей. Если едешь на поезде дальнего следования, можно предвидеть день и время приезда/отъезда, чтобы договориться об индивидуальном сопровождении. Однако Витебский обслуживает еще и пригородные электрички, и здесь заранее предугадать, какой воспользуешься, сложнее. Кстати, выход с этих электричек - только по лестнице с крайне крутым пандусом. И бабушкам огородные тележки приходится катить по ступенькам. Войти в здание вокзала, приехав, допустим, с Павловского направления, невозможно. И, как следствие, воспользоваться лифтом - тоже. Даже если ты о нем знаешь.

Я узнал об этом лифте «футбольным» летом во время прохождения металлодетектора. Прикинувшись зарубежным гостем города, спросил работника вокзала на английском: «В какой стороне лифт?», - делая вид, что уверен в его существовании. Меня направили через пару коридоров в сторону туалетов, где не было никаких указателей. Нахожу лифт - новый, вместительный. Поднимаюсь - о, чудо! - прямо на платформу. Чуть ли не в центр зала. До поездов, как говорится, рукой подать.

В сентябре возвращаюсь на поезде дальнего следования. С большими чемоданами и маленькой собачонкой. Как найти лифт - не помню. Спрашиваю охранника. В ответ получаю резкое: «Лифт сломан». А как же быть мамам с колясками, инвалидам? «Все по лестнице», - отвечает суровый мужчина и отворачивается.

Со скрипом стягиваю свои баулы вниз, попутно помогаю женщине с ребенком и тут, около лестницы, вижу указатель к лифту. Спешу к нему. Натыкаюсь на охранника, сидящего за школьной партой в пустом коридоре. «Нельзя», - лениво говорит он мне, не поднимаясь со стула. «Почему?» - удивляюсь в ответ. «А ты нормальный...» Я не продолжаю беседу, быстро заскакиваю в лифт и жму кнопку «вверх». Оказываюсь на платформе и, разумеется, вижу охранника № 1. «Что же вы мне соврали насчет неработающего лифта?» - спрашиваю, демонстративно фотографируя его бейджик. «А зачем вам лифтом пользоваться? Вы не инвалид!» - «А что, инвалиды только на колясках бывают? - не успокаиваюсь я. - И что насчет других маломобильных пассажиров? Пожилые, в конце концов...» Охранник не находит, что ответить, и отворачивается.

Странная ситуация. Лифт есть, но при входе в здание вокзала нет никаких указателей, как к нему пройти. Никто из сотрудников не предлагает им воспользоваться. И если пассажиру о лифте известно, то его приходится искать среди туалетных коридоров. Единственная вывеска «Лифт здесь» находится... около лифта - висит над высокой дверью. Теоретически к нему есть короткий путь с Винокурцевского проезда, но с улицы в здание там войти нельзя - у ворот стоят охранники, а над ними табличка «Входа нет».

Похожая ситуация и для только что приехавших. Даже если вы знаете о существовании лифта, найти заветные двери на платформе довольно сложно - нет указателей. А сама шахта «спряталась» напротив пирожковой - в расписной колонне, которую я многие годы считал элементом декора. Здесь есть кнопка вызова помощника и красная наклейка с изображением инвалида-колясочника. Поэтому, если вы не он, смело волочите сумки и детей мимо лифта прямиком на лестницу.

Чтобы не быть голословным, ищу в Интернете «пострадавших». Вот Светлана, приехавшая на вокзал с мамой-пенсионеркой, сыном инвалидом 1-й группы и большим багажом. На просьбу о помощи получила смахивающий на грубость отказ. На предложение вызвать кого-то из службы - смешную фразу: «Рация не работает, сели батарейки». А вот Сергей, неинвалид, без детей и чемоданов, случайно заметил лифт на платформе и, решив им воспользоваться, нажал кнопку. Вместе с лифтом приехал помощник. Увидел, что Сергей в ней не нуждается, в кабину не пустил и уехал обратно один.

«К платформам на втором этаже пассажиры будут добираться на специально оборудованных лифтах». Эту фразу, сказанную пресс-службой РЖД летом 2017-го, опубликовали многие СМИ. Как же мы готовились к чемпионату мира по футболу... Звоню на вокзал и общаюсь с главным инженером. Оказывается, друзья, лифт абсолютно для всех. И им, разумеется, можно пользоваться. А охранников, запрещающих это делать, главный инженер назвал просто «не очень далекими людьми», вероятно, не знающими правил в силу «постоянно меняющегося контингента».

«Но как же пассажирам узнать про лифт, если к нему нет никаких указателей?» - спрашиваю работников вокзала. В ответ получаю сакральное: «Никак».

Занимаясь «лифтовым» вопросом, я, стыдно признаться, только сейчас узнал, что Витебский вокзал - старейшая железнодорожная станция не только Санкт-Петербурга, но и всей России. И, судя по архивным фото с документами, раньше в этом здании о людях заботились получше. Оборудованные 11 лифтов тому подтверждение.

Владимир Рутман
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018.

интересные факты, Санкт-Петербург, железная дорога, Россия, история

Previous post Next post
Up