На прошлой неделе канал "Культура" показал четыре фильма с участием Марлен Дитрих: "Марокко", "Шанхайский экспресс", "Белокурая Венера" и "Кровавая императрица". Удалось посмотреть "Шанхайский экспресс" и "Белокурую Венеру" ("Марокко" видела раньше, а "Императрицу" помешала смотреть Олимпиада).
Кадр из кинофильма "Шанхайский экспресс"
.
Кадр из фильма "Белокурая Венера"
Впечатления: оба фильма показались мне чёрно-белыми сказками. Вспомнилось, что сама Марлен Дитрих в фильме Максимилиана Шелла говорила о своих ранних работах: "Ужасно, ужасно...". Но она всегда была очень требовательна к себе.
Я считаю, что лучшими фильмами в её творчестве были "Нюрнбергский процесс" и "Свидетель обвинения".
.
Она говорила о себе: "Во мне живут три существа. Во-первых, это актриса. Я хорошо знаю, на что способна. Среди моего поколения я могла бы найти целую дюжину актрис, более одарённых, чем я. Во-вторых, женщина. В-третьих, то, чем я стала и что мне не принадлежит, - это легенда."
О матери
"Моя мать не умела сочувствовать, не умела прощать, была безжалостной и непреклонной. С ней мне действительно ничего не было страшно - ни враг, ни чума, ни ядовитые газы. С ней я могла войти даже в клетку с тигром. Она была храброй, волевой. Возможно, мать скрывала свои подлинные чувства, чтобы для других оставаться сильной. На неё можно было положиться."
О детях
"Что бы ты ни делал для своих детей, в определённом возрасте они упрекнут тебя. Единственное, на чём нужно настаивать, так это на изучении иностранных языков. Это они тебе простят".
Марлен Дитрих и её дочь Мария Рива
О потерях
"Мы все теряем матерей, теряем друзей, детей. Мы теряем и теряем... Это наша судьба. Как бы мы ни плакали, мы должны терять, должны горевать. Ничто не может спасти нас от разрушительной силы раскаяния. Остаётся одно: делать как можно больше для наших детей и семьи, чтобы меньше было сожалений и слёз..."
О профессии:
Разве профессия актера для мужчины? Ведь большая часть жизни актера состоит из того, чтобы гримироваться, одеваться, притворяться.
Я всегда любила, когда мной руководили. И нет ничего лучше, когда знаешь, чего от тебя хотят, будь то в жизни, работе или любви.