В. А. Серов "Портрет М. К. Тенишевой"

Jul 24, 2015 19:16




В Смоленской художественной галерее есть лишь одна работа Серова - это портрет княгини Тенишевой. На рубеже веков, когда в искусстве уже так или иначе возникают новые веяния, Серов пишет Марию Клавдиевну в кружевном вечернем платье без украшений. Модель изображена в обстановке своей петербургской квартиры на Английской набережной. Отсутствие подробного описания интерьера дает возможность сконцентрироваться на мимике лица и пластике движений героини. Даже собака у ног Тенишевой изображена так, что направляет внимание зрителей на основную фигуру.
Грациозная светская дама особым образом освещена: спереди - пробивающимся сквозь задёрнутые оконные шторы светом петербуржского дня, а сзади - искусственным источником.

Серов безупречно дает точную психологическую характеристику своей героини. Он изображает свою модель не лишенной самолюбования, мечтательной, выявляя отдельные грани натуры в общем волевой, энергичной женщины, каковой была знаменитая меценатка.

Работа поступила в 1924 году из Историко-этнографического музея М.К.Тенишевой, ранее находилась в собрании княгини. Из книги «Впечатления моей жизни»:

«… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная.

Однажды во время сеанса влетел Дягилев и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры.

Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:

- Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.

С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…»

* * *

К образу княгини возвращаюсь снова -
Тенишеву вижу на холсте Серова
И, любуясь этой дивною картиной,
Тоже я печалюсь вместе с героиней.

Дама в чёрном платье при размытом фоне
В тёмном полумраке на портрете тонет.
Всё ещё живёт в ней мысль об идеале,
Но его достигнуть на Руси едва ли

Женщине возможно... С тонкими чертами
Грустная княгиня на холсте пред нами,
А характер резкий, но легко ранимый...
Образ этот нежный в памяти храним мы,

Как её Коровин написал, иль Репин...
Скульптор Антокольский Тенишеву лепит...
И её я вижу на холсте Серова -
К образу княгини возвращаюсь снова!..

Иван Есаулков

Источник:http://www.kp.ru/daily/26129.4/3020863/

художники, М. К. Тенишева, Валентин Серов

Previous post Next post
Up