Паула Модерзон-Беккер и художники Ворпсведе

Jul 23, 2015 12:49


Выставку работ Паулы Модерзон-Беккер и художников Ворпсведе
я видела в Эрмитаже в сентябре 2012 года.

Паула Модерзон-Беккер



Перед выставкой художников из Ворпсведе в Эрмитаже

Паула Модерзон-Беккер (08.02.1876 - 20.11.1907) - художница, ставшая предвестницей немецкого экспрессионизма. Свои портреты, натюрморты и ландшафты Модерзон-Беккер противопоставляла достижениям французского модерна.
Паула Беккер родилась в Дрездене в семье железнодорожного инженера. В1888 семья переехала в Бремен. Здесь Паула получает традиционное домашнее образование, учится музыке. В Бремене Паула впервые начает заниматься рисованием.



По воле родителей после получения аттестата зрелости она закончила учительские курсы в Хансштадте (1893-1895). С 1896 посещала частную школу живописи и графики в Берлине, поскольку женщине в государственную академию искусств поступить было невозможно.



В 1889 году в Германии была основана Ворпсведская колония художников. Это было сообщество художников, проживавших и работавших в посёлке Ворпсведе на Чёртовом болоте в Нижней Саксонии в 18 км от Бремена. Ворпсведе стал родиной для многих известных немецких импрессионистов и экспрессионистов.



Паула Модерзон-Беккер. Портрет Р. М. Рильке

В 1895 году Генрих Фогелер приобрел дом с названием «Баркенхофф» и перестроил его в стиле модерн. «Баркенхофф» стал центром ворпсведского движения художников. Простая сельская жизнь и пейзажи северной Германии вдохновляли писателей: Райнера Мария Рильке (чьей супругой впоследствии стала обитательница Ворпсведе скульптор Клара Вестхофф) и Манфреда Хаусмана.



Паула Модерзон-Беккер

Паула Беккер впервые приехала в Ворпсведе в 1897 году, а через год она обосновалась в колонии. Она занималась у Фрица Макензена, который основал эту колонию вместе с Отто Модерзоном, Фрицем Овер-беком и Генрихом Фогелером. Подобно представителям многих других появившихся в 80-х и 90-х годах XIX века колоний художников, художники Ворпсведе предпочитали не иметь дела с художественными академиями и господствовавшей там исторической тематикой. Занимаясь поисками некоей романтической идиллии, они направляли свои усилия на создание новой ландшафтной живописи. Излюбленной темой было меланхолично-суровое очарование болотистых и луговых ландшафтов на севере Германии.

Довольно скоро Беккер ощутила ограниченность восторженной ландшафтной живописи. К тому же она осознавала собственное противостояние современному ей искусству. В Париже художница познакомилась с работами Поля Сезанна и Поля Гогена, которые побудили ее к созданию новых форм: в этот период появились картины с четкими контурами и незатейливыми, приземленными красками. Преимущественными темами работ Беккер стали натюрморты и изображения людей, при этом она отказалась от точного воспроизведения деталей предметов и фигур. Краски она наносила на холст широкими штрихами и применяла простой язык форм. Свои работы художница рассматривала как символы вечности природы, которую она противопоставляла бренности человеческого существования.

Не в силах более сносить зависимость от своего мужа, Отто Модерзона (брак в 1901), в вопросах творчества, Модерзон-Беккер уехала в 1906 году в Париж. С ее полотен постепенно исчезают землистые тона (как, например, в "Обитательнице приюта для бедных с бутылкой и маком", 1906), цветовая палитра становится светлее (например, "Сидящая девушка, позирующая с цветком", 1907), контрасты становятся более четкими.

На протяжении всего творческого пути Модерзон-Беккер отражала личные переживания и настроения в автопортретах. В частности, в Париже появились "Автопортрет с жемчужным ожерельем" (1906) и "Автопортрет с камелиями" (1906/1907), построенные на редуцированных плоскостных формах и жестких цветовых контрастах. Передача цвета в ее портретах (как и в натюрмортах) стала более экспрессивной - примером может послужить картина "Ли Хотгер и его сестра" (1906/1907), основными особенностями которой являются яркие краски и структура штрихов. За счет этого возросла выразительность живописи Модерзон-Беккер.



Паула Модерзон-Беккер. Автопортрет

Знакомство с картинами Пабло Пикассо упростило телесные формы в ее работах. Так, на картине "Мать и дитя" (1907) части тела изображены схематично, художницу интересует уже не подробное вырисовывание деталей, а схватывание чистой формы. Прототипом ее художественного языка послужило римское и древнеготское искусство.
Весной 1906 в Париж приехал Отто Модерзон. В пасхальные праздники 1907 он увез свою беременную жену обратно в Ворпсведе. Через несколько дней после того, как исполнилось ее страстное желание стать матерью, она умерла в Ворпсведе в возрасте тридцати одного года от закупорки кровеносных сосудов. Художница, сумевшая продать при жизни всего три из более чем четырехсот созданных ею картин, обрела международное признание лишь после смерти.

Читать: Деревня Ворпсведе

(Из открытых источников)

Паула Модерзон-Беккер, художники, Эрмитаж, Германия, Ворпсведе, выставки

Previous post Next post
Up