Рихард Штраус

Jun 15, 2015 13:31





Рихард Штраус (1864 - 1949)

Композитор и дирижер Рихард Штраус родился в Мюнхене в июне 1864 года в семье музыканта (отец Штрауса был первым валторнистом в Придворном оперном театре Мюнхена), поэтому он рано приобщился к музыке. Позже он получил хорошее теоретическое образование под руководством именитого мюнхенского дирижера Мейера.

Рихард Штраус является композитором эпохи позднего романтизма. Особенно прославился он благодаря написанным им симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.
Сочиненная им в 1896 году симфоническая поэма "Так говорил Заратустра" широко известна благодаря фильму Стенли Кубрика 2001: "Космическая одиссея". У нас отрывок этой поэмы звучит как заставка к телевизионной игре "Что, где, когда".
Несмотря на сильное увлечение музыкой, в 1882 году Штраус поступил в Мюнхенский университет, где целый год изучал философию, эстетику и историю культуры. Однако закончить обучение будущему композитору было не суждено: уже в 1883 году, бросив учебу, он переехал в Берлин, чтобы стать профессиональным музыкантом. Уже через год он дебютировал как дирижер, а в 1885 году известный в ту пору композитор Ганс фон Бюлов предложил Штраусу должность помощника дирижера в оркестре города Менингена.Маленький провинциальный город оказался слишком тесным для могучего таланта будущего композитора. Уже через полгода Штраус покинул Менинген, чтобы вновь вернуться в свой родной город, Мюнхен, где ему было предложено место третьего капельмейстера в Придворном оперном театре. Здесь же, в Мюнхене композитор дебютировал с симфонической фантазией «Из Италии», написанной под впечатлением от заграничного путешествия. Современное и смелое, сочинение вызвало неоднозначную реакцию, но принесло Штраусу известность. После премьеры в 1889 году симфонической поэмы «Дон Жуан», также написанной в Италии, Штраус стал знаменитым.

В 1894 году, в возрасте тридцати лет, Штраус женился. Его избранницей стала певица-сопрано Паулина Мария де Ана, на многие годы ставшая для композитора источником вдохновения. В 1890-е Штраус много концертировал во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Англии и получил широкую европейскую известность. В тот же период Штраус впервые обратился к опере. «Гунтрам», первый опыт композитора в этом жанре, провалилась, однако уже «Саломея» (1905), написанная по мотивам одноименной пьесы Оскара Уайльда, хотя и дебютировала скандально, впоследствии с успехом шла в оперных театрах Европы.
В 1933 году, с приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера, Штраус был назначен на пост президента Имперской музыкальной палаты. Вступив в должность, композитор всегда старался оставаться аполитичным. В 1948 году он написал свое последнее сочинение с красноречивым названием «Четыре последние песни». Умер композитор в Гармиш-Партенкирхене через год, в 1949, на 86-м году жизни.Рихард Штраус для Мюнхена, безусловно, не чужой человек. На главной торговой улице, ведущей к центральной Мариенплац, даже стоит посвященный ему фонтан. Струи воды стекают по зеленоватой колонне с барельефами, изображающими сцены из первой, самой знаменитой его оперы - «Саломея».

Фонтан Р. Штрауса в Мюнхене

Фонтан Рихарда Штрауса в виде высокой суживающейся кверху колонны с чашей наверху - один из почти 700 фонтанов Мюнхена. Фонтан установлен в 1962 г. Его автор Hans Wimmer. На этой колонне рельефно изображены сцены из единственной на библейскую тему оперы Штрауса «Саломея». Согласно Библии произошло следующее. Царь Ирод устроил пир, отмечая свой день рождения. Перед ним плясала Саломея - дочь жены Ирода Иродиады. Её танец так понравился Ироду, что он предложил ей всё, что она пожелает, хоть пол-царства. Саломея пошла советоваться к матери. Та сказала: „Проси голову Иоанна Крестителя“. Саломея и попросила. Ирод послал палача и тот принёс голову Иоанна Крестителя. Эти сцены и изображены на колонне фонтана. Вода из высоко расположенной чаши фонтана падает вниз пульсирующими потоками. И некоторые зрители утверждают, что они слышат какие-то мелодии или ритмы, называя фонтан музыкальным.

Штраус прошел долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в свое время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния. Его называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки. Композитор по праву считается одним из самых известных мюнхенцев.
В родном городе в честь великого композитора названа консерватория (Richard-Strauss-Konservatorium) и улица Richard-Strauss-Straße

Музыкальное наследие:

Песни:
"Посвящение" , "Тайное приглашение" , "Утро", "Сон в сумерках".

Симфонические поэмы:
"Из Италии"; "Дон Жуан"; "Озорные проделки Тиля Уленшпигеля", 1895 г.; "Макбет", 1890 г.; "Смерти и просветления",1891 г.; "Так говорил Заратустра", 1896 г.; "Дон Кихот", 1897; "Жизнь героя",1898 г.; "Домашняя симфония", 1904 г.; "Альпийская симфония" ,1915.

Оперы:
"Гунтрам" 1894 г.; "Пожар",1901 г.; "Саломея", 1905 г.; "Электра" , 1909 г.; "Кавалер розы", 1911 г.; "Женщина без тени", 1919 г.; "Интермеццо", 1925 г.; "Елена Египетская", 1928 г.; "Арабелла", 1933 г.; "Молчаливая женщина", 1935 г.; "День мира", 1938 г.; "Дафна" ,1938 г.; "Любовь Данаи", 1940; "Каприччио", 1942 г.

Рихард Штраус, Германия, Мюнхен, Бавария

Previous post Next post
Up