Канал Грибоедова. Вид с Сенного моста
В воскресенье я прогулялась по набережной канала Грибоедова от улицы Декабристов до Сенного моста и испытала острое чувство ностальгии по этим местам. Я жила когда-то в центре, на Садовой улице. Когда я жила на Садовой, то бывала очень часто на "берегах" этого канала. Он был рядом. Мы даже ходили во время наводнений смотреть, как стремительно поднималась во время наводнения вода, а когда ветер менялся, так же стремительно убывала. Это было около Аларчина моста.
Канал Грибоедова отличается тем, что он узкий и очень извилистый. Длина канала составляет 5 км, ширина - 32 м.
Канал Грибоедова. Вид на Коломенский мост
Аларчин мост
Аларчин мост. Вид с пр. Римского-Корсакова к пл. Тургенева (фото из Интернета)
Он же. Вид с другой стороны. Это мои "родные" места. (фото из Интернета)
Канал Грибоедова в "Петербургской Коломне"
Канал проложен по руслу реки Кривуши (другое название реки - Глухая речка). Изначально он носил название Екатерининского - в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен. Канал назвали позже именем А. С. Грибоедова, потому что он жил в одном из домов на набережной канала. Канал был переименован в 1923 году.
Канал облицован гранитом, дно углублено, набережные время от времени ремонтируются.
Через канал переброшен 21 мост. О некоторых мостах я уже писала:
Театральный мост
Ново-Конюшенный мост
Итальянский мост
Казанский собор около Казанского моста
Казанский мост
Банковский мост
Мучной мост
Каменный мост
Демидов мост
Сенной мост
Кокушкин мост
Вознесенский мост
Подьяческий мост
Львиный мост
Львиный мост
Харламов мост
Ново-Никольский мост
Красногвардейский мост
Пикалов мост
Могилёвский мост
Аларчин мост
Коломенский мост
Мало-Калинкин мост
Коломенский мост
Канал Грибоедова очень живописен. Здесь очень красивые и романтичные места, гранитные набережные, на которых расположено много исторических зданий.
И многие пишут о канале и о городе стихи.
* * *
Александр Городницкий
Старый Питер
Петербург Достоевского, который его ненавидел,
Для потомков теперь представляется в виде
Чёрно-белых гравюр, иллюстраций из "Белых ночей."
Там в подвалах горбатых теней шевеление злое,
И Раскольников прячет топор под полою,
И качается пламя церковных свечей.
Вот и автор к Владимирской тёмным плетётся проулком
( На пустой мостовой раздаются шаги его гулко,
И пальто на костлявой фигуре трепещет, как флаг),
Солженицына издали обликом напоминая,
И пора вспоминается сразу иная:
Довоенные годы, блокада, ГУЛАГ.
Воды Мойки холодной, смещаясь от Пушкина к Блоку,
Чьи дома расположены, вроде бы, неподалёку,
Протекают неспешно через Девятнадцатый век,
Мимо Новой Голландии с кладкой петровской старинной,
Мимо окон юсуповской, пахнущей смертью гостиной,
К сумасшедшему дому направив невидимый бег.
И канал Грибоедова, бывший Екатерингофский,
Где слышны сквозь столетие взрывов глухих отголоски,
Высочайшею кровью окрасив подтаявший снег,
Всё петляет, ныряя под Банковский мостик и Львиный,
Между спусков гранитных, заросших коричневой тиной,
Направляясь к слиянию рек.
А Фонтанка бежит от прозрачного дома Трезини,
От рештки сквозной, на которую смотрят разини,
Убиенного Павла минуя багровый дворец,
Мимо дома Державина, сфинксов египетских мимо,
Трёх веков продолжая медлительную пантомиму,
Чтоб уже за Коломной вернуться в Неву, наконец.
Здесь и сам ты родился, и это имеет значенье,
Где эпохи и реки сплетает тугое теченье,
И блокадное зарево с верхних глядит этажей,
Где скучают богини меж северных чахлых растений,
И мелькают на Невском в камзолы одетые тени,
Затесавшись в толпу новых русских и старых бомжей.
В этом городе хмуром, где только по звону трамвая,
Отличаешь наш век, Девятнадцатый век проживая,
Припозднившись в застолье, дорогой идёшь непрямой,
Мимо серых кварталов, лишённых полуденных красок,
И тебя за плечо задевает Некрасов,
Из игорного дома бредущий под утро домой.
1998
Думаю, что позже допишу этот пост.