Не удивляйтесь этому моему тексту. Оказывется, сегодня, 31 октября - День работников СИЗО и тюрем.
А во всём мире, в каждой стране, множество людей имеет отношение к этому "празднику": те, кто сидит, те, кто их охраняет, их родственники и знакомые. И я имела отношение к нему, так как работала в ВУЗе, где готовили кадры для этих учреждений.И есть много книг и фильмов, посвящённых этой теме. Например, знаменитый американский фильм "Побег из Шоушенка", фильм про американца в турецкой тюрьме "Полуночный экспресс", немецкий фильм "Чтец", советско-французский фильм "Восток-Запад", "Список Шиндлера", "Мотылёк" (США, Чехия, Испания), список можно продолжать долго.
.
Кадр из фильма "Джентльмены удачи"
.
Есть и комедии, например, "Джентльмены удачи", "Афера", "Невезучие", "Большой Стен", "Блеф", "Комедия строгого режима" и многие другие.
На эту тему написана масса книг.
"Праздник" относительно новый.
Учрежден:
приказ руководителя Федеральной службы исполнения наказаний Ю. Калинина от 14.09.2006
Значение:
приурочен к принятию решения о создании в Советском Союзе следственных изоляторов 31.10.1963
Традиции:
чествования сотрудников СИЗО и тюрем; торжественные собрания; концерты; вручение грамот и подарков; объявление благодарностей; встречи с работниками-ветеранами; экскурсии для журналистов
День работников СИЗО и тюрем - профессиональный праздник сотрудников структуры Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). В торжествах принимают участие конвоиры, надзиратели, медики, электрики, сантехники, повара, воспитатели и няни женских колоний, педагоги и психологи колоний для малолетних.
В России в 2024 году День работников СИЗО и тюрем отмечается 31 октября и проходит на официальном уровне 19-й раз.
Интересные факты
Первыми тюрьмами Средневековья были кельи при монастырях, башни замков и крепостей.
В 1550 году был учрежден первый смирительный дом (так в Европе называли места заключения) в Лондоне.
В 1550 году, во времена правления Ивана Грозного, в России появилась первая тюрьма.
Период правления Екатерины II ознаменовался построением нескольких десятков мест лишения свободы, многие из которых действуют в настоящее время. В 1783 году во Владимирской области была возведена тюрьма, о которой слагают песни современные шансонье - Владимирский централ. Свое название «централ» (центральная тюрьма) она получила в 1906 году. В 70-80 годах XVIII века возник Следственный изолятор № 2 г. Москвы - «Бутырка». Бутырская тюрьма - крупнейший изолятор в России, а также памятник истории и архитектуры.
В одной из тюрем Индианы заключенные могут держать кошек. Разработчики этой программы считают, что забота о питомцах поднимает заключенным настроение и воспитывает в них моральные качества.
В бразильских тюрьмах заключенных поощряют за чтение книг. Каждая прочтенная книга сокращает срок на 4 дня.
* * *
Что читать? Рекомедую:
"Вологодский конвой шуток не понимает"
Фима Жиганец
Текст не очень большой, но интересный.
Альманах "Неволя". № 34, июль 2013
*Бренд, от которого дурно пахнет
У каждого города своя слава. А чем славится Вологда? В феврале 2009 года губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, давая интервью «Российской газете», затронул эту тему. Состоялся любопытный диалог:
«- Я как-то выступаю на питерском радио, задаю вопрос: чем еще в царские времена, кроме вологодского масла и кружев, была известна Вологодская область? Одна женщина звонит: вологодским конвоем, который шутить не любит: шаг вправо, шаг влево - расстрел. И это действительно так.
- Может, это спорная слава?..
- Почему? Давайте поразмышляем. Кроме Ленина, на Вологодчине сидели все… Городок небольшой, все на виду, и поэтому традиции правоохранительные заложены очень давно. Это может быть еще одним нашим брендом».
Увы, сомнительная известность «вологодского конвоя» давно уже из мира арестантского выплеснулась на широкие просторы России. А после «Архипелага ГУЛАГ» с легкой руки Александра Солженицына весть о жестоких, безжалостных вологжанах - «цепных псах» сталинских лагерей и тюрем - распространилась по всему миру. Солженицын писал: «Вы узнаете, что ночью ехали через Ярославль, и, значит, первая пересылка на пути - Вологодская. И обязательно найдутся в купе знатоки, кто мрачно просмакует мрачную присказку: ''вОлОгОдский кОнвОй шутить не любит!''».
Тему вологодского конвоя не обошел стороной и другой нобелевский лауреат - Иосиф Бродский - например, в стихотворении «Колесник умер…»:
А безвестный Гефест
глядит, как прошил окрест
снежную гладь канвой
вологодский конвой…
Михаил Танич, прошедший послевоенный ГУЛАГ, тоже поминает вологжан в песне для группы «Лесоповал»:
Конвои вологодские, в малиновых погонах,
Бросали мерзлый хлебушек а как для нелюдей.
А было нас по сорок в тех буденновских вагонах,
Рассчитанных на восемь лошадей.
Сурового, мрачного конвойника обозначали коротко - «вологодский». Как у Высоцкого в «Побеге на рывок»:
Был побег на рывок -
Глупый, дерзкий, дневной:
Вологодского с ног -
И вперед головой…
В этих цитатах, конечно, нет описаний лютости, злобы конвоиров. Они представлены скорее как обязательная деталь лагерного бытия, антуража. Авторы заведомо убеждены, что читатель понимает, о чем идет речь. Суровость и безжалостность присущи образу вологодского конвоя имманентно, неотъемлемы от него.
Но почему такая не слишком лестная характеристика закрепилась за уроженцами именно Вологодчины? Чем они заслужили подобное отношение к себе? И действительно ли заслужили? Может, все это лишь злые наветы?
Во всем этом мы и попробуем разобраться.
**Стражники-вологжане и нигилист-магнетизер
Француз Жак Росси, который отбыл в ГУЛАГе более 20 лет, пишет о вологодском конвое в своем двухтомном «Справочнике по ГУЛАГу»: «Поговорка восходит к середине 20-х гг., когда заключенных возили на с.-в. России (Соловки) и от Вологды их сопровождал новый конвой (соловецкий), отличавшийся грубостью и легко применявший оружие». Но это констатация факта, а не объяснение жестокости.
Варлам Шаламов (коренной вологжанин) относит начало «родословной» вологодского конвоя не к советскому периоду, а к дореволюционному. В романе «Четвертая Вологда» Варлам Тихонович пишет:
«Царское правительство вербовало из вологодских рекрутов самую надежную тюремную стражу, конвойные полки и часовых на тюремные башни.
Подобно тому, как профессия дворника закреплена в Москве за татарами, подобно тому, как калужане - землекопы, а ярославцы - торгаши, конвойная служба от века и века в руках вологжан. Свое место в царской империи вологжане заняли, охраняя тюремные замки и защелкивая тюремные замки».
Географ, этнограф Владимир Евдокимов вторит Шаламову: «Это как водится на Руси - всякий край особенный. Рязань - косопузая, нижегородцы - водохлебы, пермяки - солены уши, вятские - ребята хватские, вологодский конвой шутить не любит...» [ Евдокимов В.И. Подмосковная Балашиха. Опыт образно-географического анализа. -
http://geo.1september.ru/2002/22/4.htm ].
Однако в отличие от Росси Шаламов относит появление поговорки еще к временам Российской империи: «Выражение - "вологодский конвой шутить не любит" - вошло в историю революционного движения, укрепилось в тюремной традиции и после революции дошло до наших дней, вписав надлежащие сведения в охрану концлагерей двадцатых, тридцатых, сороковых годов». В качестве аргумента, который подтверждает дореволюционное происхождение «вологодского конвоя», писатель сообщает: «Я был поражен, читая в "Былом" протоколы "дела Нечаева" - подготовку его уникального побега из Шлиссельбурга. Вся охрана Шлиссельбурга - а ее судили за подготовку побега Нечаева - состояла из вологжан» [ «Былое» - первый ежемесячный журнал по истории освободительного движения в России. Первые номера вышли в 1904 г. в Лондоне и Париже, затем журнал выходил в Петербурге (1906-1907 г.г.), после десятого выпуска был запрещен. Позднее издание возобновлялось, в том числе в Советской России. Прекратил существование в 1926 г. ].
Правда, история с Нечаевым кладет «пятно» на репутацию безжалостной «вологодской стражи». Сергей Нечаев был одним из руководителей революционной организации «Народная расправа», которая действовала в Москве и Санкт-Петербурге. «Действовала» - сильно сказано: анархисты-«нигилисты» ограничивались подпольными сходками, где произносились пылкие речи, и жиденько распространяли прокламации. Лишь однажды студенты заигрались. Сергей Нечаев с четырьмя товарищами 21 ноября 1869 года убил студента Ивана Иванова (который выступил против самодурства «вождя»), обвинив его в предательстве. Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан царскому правительству и заключен в Александровский равелин Петропавловской крепости.
Читать далее:
https://proza.ru/2013/08/04/744