Фридрих, Каспар Давид

Jul 24, 2024 20:24


Фридрих, Каспар Давид (Friedrich, Caspar David) (1774-1840), художник, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.

.



"Двое, созерцающие луну"

Репродукция этой картины Каспара Давида Фридриха была помещена на пригласительном билете на открытие выставки картин  художника в Государственном Эрмитаже в 2008 году.

В нашей стране, как мне кажется, творчество художников Германии знают меньше, чем искусство Италии, Франции или Голландии. Но и в этой стране помимо А. Дюрера или Л. Кранаха есть мастера, творчество которых оказало влияние на мировую художественную культуру. К ним относится, например, Каспар Давид Фридрих, представитель немецкого романтизма.
Каспар Давид Фридрих родился на севере Германии в Грайфсвальде (Передняя Померания)  5 сентября 1774 года.

В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Жил преимущественно в Дрездене. Сблизился с кружком поэтов-романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф.О.Рунге; в 1810 познакомился с И.В.Гёте, а в 1821 - с В.А.Жуковским. В поисках мотивов для своих работ с 1801 года он неоднократно приезжал на остров Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.
До 1807 года  художник работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Уже в ранних картинах ("Гуннская гробница в снегу", 1807; "Теченский алтарь, или Крест в горах", 1808; обе работы - Картинная галерея "Новые мастера", Дрезден; "Монах у моря", 1808-1810, Национальная галерея; "Аббатство в дубовом лесу", 1809-1810, Шарлоттенбург; "Утро в Исполиновых горах" (Ризенгебирге), 1810-1811, Национальная галерея; все три картины - Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. На его картинах зритель, "заместителем" которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, наблюдает загадочно-молчаливую природу и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).

.



.

"Странник над морем тумана"

По его картинам можно проследить и историю, которая часто предстаёт в виде меланхолических мотивов (гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.

С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера ("Отдых в день нового урожая", 1823, не сохранилась).

Часто в пейзажах Фридриха присутствует человек - маленькая, заброшенная фигурка, еще более усиливающая чувство грусти и одиночества.

Живописец любит изображать на картинах людей, стоящих спиной к зрителю - "Двое, созерцающие луну", "Женщина у окна" (около 1818). Это alter ego художника, его собственный автопортрет, только в скрытой форме. Автор, не принимая участия в жизни природы, будто бы мысленно с ней разговаривает, в его картинах ощущалось явственное чувство одиночества человека перед молчаливой природой. Человеческие фигуры в его картинах как бы затеряны среди природы.
Символическое значение приобретает пейзаж "Гибель „Надежды“ во льдах" (1822), в котором представлены безбрежные, необжитые ледяные просторы, суровая пустынная природа. В нем переданы и холод, и отчаяние, и пустота, и неотвратимый натиск вздыбленных льдин, из под которых едва видна корма погибшего корабля.
Символика присуща и другим произведениям Фридриха, например, картине "Возрасты" (около 1815)
Художник стремится увлечь зрителя неведомыми далями, увести от прозы жизни. В картине "Луга под Грейфсвальдом" (1820-1830), изображающей родину художника, небольшое селение, утонувшее в зелени деревьев.

.



.
"Девушка у окна"

Такие картины Фридриха имеют много общего с наиболее светлыми поэтическими описаниями красот родной природы у поэтов и писателей романтиков, таких как Уланд, Эйхендорф и Тик. К 20-м годам относятся наиболее интересные работы художника. "Девушка у окна" демонстрирует довольно сложный прием сочетания темного пространства на переднем плане и светлого - на заднем. Подобная философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах "завещательного" характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно фантасмагорическими. "Двое, созерцающие луну" - асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Для художника очень важен момент перехода - от одного состояния в другое. Но этот переход романтически контрастен - в нем есть освобождающее чувство радости от пережитого страха и одиночества.



"Этапы жизни"

Композиции художника насыщены эмоциями. Из картины в картину повторяются мотивы тумана, облачности, темноты, которые таинственной дымкой обволакивают все предметы, в то время как неподвижно сидящие персонажи предаются созерцанию пейзажа - символа ожидания и приготовления к вечной жизни. Центральная идея творчества Фридриха - поиск свободного духа.
"Последние работы художника - "Отдых на поле", "Большое болото" и "Воспоминание об Исполиновых горах". "Исполиновые горы" - череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане, - отмечают авторы "Истории искусств". - Это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на "вершину мира", стремление к светлеющим непокоренным высям. Чувства художника особым образом компонуют эти горные громады, и опять читается движение от тьмы первых шагов к будущему свету. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Картина очень ассоциативна, как любое творение романтиков, и предполагает различные уровни прочтения и толкования".

.


"Восход луны над морем"
.

В работах конца 1820-1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризенгебирге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.

.



"Одинокое дерево"

Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил И. В. фон Гёте, восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. А. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской и в дальнейшем способствовал приобретению ряда его произведений, ныне хранящихся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.
В 1824 году Фридрих становится профессором пейзажного класса, но преподавательского кресла он так и не удостаивается. Художник, стараясь не изменять себе, не желает работать так, как ему предписывает академия. Наступает одиночество, в конце жизни усугубленное мрачной меланхолией. Художник говорил:

«Многим дано мало, немногим многое. Каждому открывается душа природы по-иному. Поэтому никто не смеет передавать другому свой опыт и свои правила в качестве обязательного безоговорочного закона. Никто не является мерилом для всех. Каждый несет в себе меру лишь для самого себя и для более или менее родственных себе натур».
В 1835 году Фридрих перенес инсульт, после которого создавал только рисунки.
Умер Фридрих в Дрездене 7 мая 1840.
Забытое на определенный период искусство Фридриха вновь привлекло внимание в XX веке, начиная с эпохи сюрреализма.

художники, Германия, искусство

Previous post Next post
Up