"Щелкунчик" М. Шемякина

Jun 20, 2024 19:32




Сцена из спектакля (Из Интернета)
Как я уже говорила, мы посмотрели в Мариинском балет "Щелкунчик", оформленный Михаилом Шемякиным. Это было раньше "Идоменея". Конечно, понравилось! Музыка Чайковского, это незабываемо! Оформление  М. Шемякина тоже на высоте! Лично у меня не было никаких сомнений по поводу "снежинок в чёрных пачках".

Мне довелось присутствовать на встрече с М. М. Шемякиным уже после того, как я посмотрела этот балет. У нас в институте была встреча с ним. М. Шемякин был с женой Сарой и, как всегда, в чёрном: куртка, картуз, сапоги. Оживлял его образ шарфик. М. Шемякин рассказывал о своём становлении художника и скульптора, о местах, где он работал в СССР, почему вынужден был уехать, о друзьях, о тех, с кем он общается за рубежом. Затем ему задавали вопросы, на которые он отвечал иногда довольно дерзко. Одна женщина, не член нашего коллектива, каким-то образом проникшая в наш актовый зал на встречу с М. Шемякиным, спросила: "Почему снежинки в балете "Щелкунчик" в чёрных балетных пачках?" Ответ был: "Если Вы ничего не понимаете, то не надо спрашивать", причём в не очень доброй форме. В конце встречи он приглашал в свой фонд, расположенный в нашем городе на Садовой улице.

А Валерий Гергиев писал перед постановкой "Щелкунчика":

"Щелкунчик" Чайковского

На мой взгляд, "Щелкунчик" - одна из самых трагических партитур Чайковского. Как известно, балет возник незадолго до Шестой симфонии - предсмертного творения композитора. Музыка "Щелкунчика" многогранна и, как все великое, неисчерпаема. При каждом новом обращении к ней приоткрываются все более неожиданные пласты этой уникальной "балетной симфонии".

Я предполагаю, что этот балет давно нуждался в том, чтобы с него сняли покров нарочитой "детскости", и некое ощущение детского утренника. Его музыка неизмеримо глубже, содержательнее, философичнее. Шемякина привлекла новизна музыкального прочтения. Мы открыли купюры, привели в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала совершенно по-иному - ломая стереотипы и раскрывая иные смыслы.

Мы намерены показать этот спектакль на крупнейших театральных площадках мира. И надеемся, что наша работа найдет отклик в сердцах зрителей.

Валерий Гергиев
Художественный руководитель - директор Мариинского театра
А вот слова тогдашнего руководителя балетной труппы Махара Вазиева:

"Щелкунчик" Шемякина

История "Щелкунчика" в Мариинском театре причудлива. Загадочный сценарный план старого Мариуса Петипа, которому строго следует, создавая свой шедевр Чайковский, легендарный большой кордебалет Вальса снежинок Льва Иванова, воспетый великим русским балетным критиком Акимом Волынским; Изумительные костюмы директора императорских театров Ивана Всеволожского, дальше - скандальный авангардиспсий жест Федора Лопухова, отменившего роскошь императорского театра, поместившего "Щелкунчика" в модернистское сценическое пространство и твердо заявившего, что новое искусство радикальней самых изощренных гофманических фантасмагорий, - и проклятого за это всеми, и врагами, и друзьями, наконец, академическая версия Вайнснена - Вирсаладзе, на которой воспитаны несколько поколений артистов и зрителей Мариинского театра и которая для них и есть - Щелкунчик - единственный и единственно возможный.

На это опасное минное поле отважно ступает Михаил Шемякин (Гергиев ступил на него раньше, записав свой знаменитый компакт-диск). И, как у всякого сапера, его жесты должны быть предельно точны, так как любая ошибка грозит взрывом.

Метод его работы необычен. По ночам он совещается с Гергиевым. Днем становится литератором и перерабатывает сценарный план Петипа. Он не просто пишет декорации и сочиняет эскизы костюмов - в ворохе своих иллюстраций он пытается предвосхитить весь объем сценического движения. Он знает, чего хочет... Он карабкается по крутым лестницам в декорационные залы под крышу Мариинского театра и заставляет переделывать то, что, казалось, было сделано идеально. Он внезапно появляется в балетных классах в своих экстравагантных черных сапогах и кепке. Он заставляет хореографа работать так, как хочет он, в конце концов, он готов сам показывать балетньм артистам, как надо двигаться. Он хочет держать под контролем все - только он один знает, как должно быть. Он делает своего «Щелкунчика» - наверное, самый большой проект . И этот "Щелкунчик" - и есть Шемякин. Единственный и единственно возможный.

Махар Вазиев,
Заведующий балетной труппой Мариинского театра

Люблю этот балет и рекомендую посмотреть его не обязательно в новогодние праздники, если он будет в репертуаре!

театр, музыка, В. Гергиев, балет, искусство, Мариинский театр

Previous post Next post
Up