Сайменский канал (От 15. 05. 2022)

May 15, 2024 17:26




Выборг. Вид  с башни Выборгского замка на Крепостной мост

.
Мы в Санкт-Петербурге очень часто ездили в Финляндию.
Финны давали нам визы сначала на полгода, потом на год, а тем, у кого были родственники в Финляндии,  даже бесплатно и на два года.  Лично я многократно ездила в Финляндию и как турист, и  за продуктами. Они зарабатывали  миллионы евро на туристах из России и конкретно из Санкт-Петербурга. В  Санкт-Петербурге было 16 финских магазинов "Призма". Они ушли с нашего рынка. Ушли и некоторые другие фирмы. А жаль. Потеряли обе стороны. Сейчас
появились новые нюансы. Финляндия собралась в НАТО, что нас не устраивает. Появилась  проблема Сайменского канала, который проходит по территории обеих стран, а финны арендуют нашу часть Сайменского канала.


Канал имеет многолетнюю историю.Сайменский канал (из финского озера Сайма в Финский залив около Выборга) функционирует уже очень давно, да и сам канал очень старый. Попытки построить канал предпринимались  ещё в XVI веке. Один из первых путеводителей по Финляндии, изданный в Санкт-Петербурге в 1862 году, сообщает, что "в XVI столетии шведский наместник Бьелко приступил к прорытию в 7 верстах к востоку от Вильманстранда канала, следы которого и по сие время известны под именем Ванха-Кайванто, или старого канала".

После русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия вошла в состав Российской империи, превратившись из шведской провинции в Великое княжество Финляндское с собственной конституцией и сеймом.

В 1826 году финская депутация была направлена к императору Николаю I с прошением соединить озёрный край Финляндии  с приморскими городами Финского залива. Но тогда денег не нашлось, проект был отложен.

Позже, в мае 1835 года Финляндскому инженерному ведомству было выдано задание на технические изыскания по сооружению Сайменского канала. Возглавлявший его барон Розенкампф вскоре представил свои новые соображения в подробном проекте, который был высочайше утверждён в сентябре 1844 года, и в 1845 году начались строительные работы, которые продлились около 11 лет.



Карта Сайменского канала

26 августа (7 сентября) 1856 года, на 4 года раньше запланированного срока, состоялось торжественное открытие канала. Оно было приурочено ко дню коронации нового императора Александра II Николаевича.

Было открыто непрерывное судоходство на протяжении более 1000 вёрст, от северных берегов Саймы до Петербурга, эта водная артерия преобразила экономику восточной части Финляндии. Первоначально провод судов по каналу осуществлялся бурлаками или конной тягой, для чего вдоль него был проложен бечевник. Но уже в 1856 году в Выборге содержали 4 парохода для обслуживания канала.  Затраты на строительство канала благодаря развитой торговле окупились за 25 лет. Канал был необычайно живописен и оказался привлекательным для дачников.

После объявления независимости Финляндии в 1918 году дачи пришли в упадок, была утрачена и вся сопутствующая им инфраструктура. Но сам канал продолжал оставаться важнейшей транспортной артерией Финляндии - в те годы он полностью находился на финской территории.
А в наше время по каналу были проложены туристические маршруты.

.


Вид на канал

.


Живописные берега канала
.
История отношений Советской России и Финляндии была разнообразной: от Зимней войны 1939-1940 годов до Мирного договора и прекрасных добрососедских отношений.

Мирный договор, подписанный между Советским Союзом и Финляндией 10 февраля 1947 года в Париже, подтвердил условия 1940 года, провозгласив принципиально новые отношения между странами-соседями.

27 сентября 1962 года в Москве был заключён договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала, который даёт выход в Выборгский залив, и острова Малый Высоцкий для перевалки и складирования грузов. В арендованные территории также вошёл участок между автодорогой Нуйямаа - Брусничное и самим каналом. Площадь переданных в аренду земель (без острова Малый Высоцкий) составила 9,67 км², водной акватории - 1,91 км². В 1963 году двумя странами договор был ратифицирован. Срок аренды был установлен в 50 лет.

Длина канала на финской стороне составляет 23,3 км, на российской - 19,6 км.
За аренду Финляндия платит России 1,2 млн евро в год.
В 2019 году по каналу перевезли миллион тонн грузов.

16 ноября 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 315-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал".

17 февраля 2012 года новый договор вступил в силу, т. е. окончание договора наступит в 2063 году.
А тут Финляндия собралась вступать в НАТО, что не устраивает Россию.

Политолог Дмитрий Солонников комментирует:

"Канал является для Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила стране доступ на мировой рынок и способствовала её экономическому росту. Но точно так же это и наши границы, и со вступлением Финляндии в НАТО при сохранении действующего договора аренды появляется возможность использования наших же вод для передвижения кораблей вражески настроенного блока. Как минимум - для перемещения оружия. Верно отмечается, что со вступлением в альянс Финляндия однозначно получит необходимые требования к увеличению оборонного бюджета и закупкам вооружения в США. Не исключено, что размещение оружия НАТО на финской территории пойдет через наши же территориальные воды. Пока до этого не дошло - но вопрос, к сожалению, открыт".

Финская газета Ilta-Sanomat перепечатала новость российских СМИ о возможном расторжении Москвой договора аренды Сайменского канала в случае, если Суоми всё же решит вступить в НАТО.

Комментарии финнов таковы:

- По Сайменскому каналу стоит учесть, что, несмотря на некоторые издержки, контакты с Россией можно бы и сократить. То есть пусть оставят себе ту часть канала, что идёт по их территории. Если есть экономический смысл, построим свой новый канал уже на финской стороне либо заменим его железнодорожным и автомобильным транспортом.

- Увы, но наши границы всё ещё уязвимы. И мы всё ещё маленькая нация, вне зависимости от того, состоим ли в НАТО или нет. Я думаю, нам нужно вести себя по-деловому, а не провокационно. Никаких перекосов, но и никакого унижения. Мы работаем в соответствии с международными законами и договорами, даже если наши соседи этого не делают.

- По-видимому, Россия тут ничего для себя не выиграет. Мы построим обходные маршруты, а РФ потеряет доход от аренды.

- Ну и пусть забирают. С какой стати России сохранять этот канал, если все остальные пути давно перекрыты, но уже с западной стороны?

Интересно, чем закончится история вокруг Сайменского канала?

Читать:
Мартынов В. Л. Сайменский канал. https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200600403
Ирина Романова. Сайменский канал. Прошлое, настоящее и будущее. https://proza.ru/2011/06/09/152
Канал при свете дня и белой ночи. https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3829/
.

(Из открытых источников. Первая фотография моя, три остальные из Интернета)

Финляндия, интересные факты, Выборг, Финский залив, политика, Россия, история

Previous post Next post
Up