Сейчас японцы наслаждаются цветением сакуры, очень трогательное и красивое зрелище. А я вспоминаю немецкий фильм "Цвет сакуры" (режиссёр Дорис Дёрри), который я смотрела какое-то время тому назад. Красивый, но очень-очень грустный фильм с моей любимой актрисой Ханнелоре Эльснер. Это фильм про пожилую супружескую пару, у которой трое взрослых детей. Дети выросли и живут в Берлине и Токио. Происходит страшное: неожиданно умирает жена главного героя фильма, отца семейства, которая всю жизнь была рядом и которая постепенно превратилась в такую привычную и неотъемлемую часть жизни, которую и не замечаешь. После смерти жены муж понимает, что он не знал свою жену при жизни и хочет исправить это сейчас, понять, почему она любила японские танцы и хотела попасть в Японию. Ничего нового: только потеряв человека, начинаешь его ценить. И он решает поехать в Японию, где живёт их младший сын.
.
Ханнелоре Эльснер
.
Герои, Руди и Труди, на острове Рюген
.
Оглядываясь назад, муж понимает, что жена, которая любила искусство японского танца, променяла любовь к своим увлечениям на семейные заботы в немецком захолустье. Собрав вещи жены - дамскую одежду, кимоно, фотографии, книгу про сто видов Фудзиямы, - Руди отправляется в Японию, чтобы увидеть цветение сакуры и снежную шапку заветной горы, и встретиться с духом жены, который освобожден от земного бремени и верно бродит в тех местах, куда всегда звало ее сердце.
.
.
В картине для меня особенно важным оказалась проблема "отцов и детей". Грустно видеть, что взрослым детям не до родителей, что неожиданный приезд родителей в Берлин к детям не очень-то и радует их.
И приезд отца к младшему сыну в Токио тоже осложняет жизнь сына, но задача Руди другая - понять свою умершую супругу и встретиться здесь с её "духом".
Не буду пересказывать содержание фильма. Но после просмотра осталась грусть и горечь от того, насколько люди не понимают друг друга при жизни и тем более как непросто понять близкого после его ухода.
И ещё одно впечатление: ощущение необходимости видеть красоту каждого момента, каждого дня рядом с близкими людьми, необходимости жертвовать собой во благо этой родственности душ.
Фильм не для всех. Он может показаться скучным, если не стараться понять замысел режиссёра о том, что многое мы понимаем о человеке только тогда, когда теряем его. А достоинства фильма - это красочная картинка, музыка, атмосфера спокойствия и тишины. И зрителям есть над чем подумать.
Мне нравится немецкое кино. По роду занятий я смотрела много немецких фильмов. Конечно, они не похожи на американское кино (хотя, впрочем, фильм "В джазе только девушки" - более удачный вариант комедии, которая вначале была снята в Германии и называлась "Фанфары любви" - фильм 1951 года), потому что стилистика немецких фильмов совершенно другая. Но в них, я бы сказала, больше философии и смыслов. И юмор другой. И надо хорошо знать характер и историю немцев, чтобы понимать все эти "смыслы". Но это того стоит.