И. Е. Репин. Автопортрет с Н. Б. Нордман-Северовой
.
На протяжении 1900-х годов излюбленной героиней полотен Ильи Ефимовича Репина становится его вторая супруга - Наталья Борисовна Нордман-Северова (1863-1914), с которой художник познакомился на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Литератор, автор небольших повестей и пьес, она была выдающейся личностью своего времени, дамой прогрессивных взглядов. Репин был ею очарован! Он создает ее многочисленные живописные, графические и даже скульптурные портреты, в которых с любованием запечатлевает свою жену то читающей, то сидящей за роялем, то спящей…. Язвительные современницы отмечали изрядную тучность и внешнюю некрасивость Натальи Борисовны, считая что она "белесая, похожая лицом на плохо выпеченную булку, с маленькими глазами", и сходились во мнении, Репин на своих полотнах придавал ее образу "такую мягкость, задумчивую нежность, поэтичность, которых у нее никогда не было".
.
Наталья Борисовна Нордман родилась в 1863 году в Гельсингфорсе (Хельсинки). Отец ее был русский адмирал шведского происхождения, мать - русская же дворянка, и финляндского в ней было только место рождения. Крестили ее по лютеранскому обряду, на крестинах присутствовал император Александр II. Последний факт она скрывала, ровно как и высокое свое происхождение. Отец умер, когда Наталья была еще подростком, оставив их с матерью почти без средств, но мать ловко поддерживала видимость благосостояния.
Наталья мечтала стать свободной труженицей, так об этом и заявила родным. В восемнадцать лет Наталья ушла из дома, окончательно рассорившись с матерью, "презиравшей любой труд", как позже она сама вспоминала, и жила в женском пансионе, зарабатывая на жизнь выступлениями на сцене: правда, доверяли ей сугубо комические и характерные роли, о чем она, видевшая себя героиней, немало сокрушалась. К тому же театральный мир сего чрезмерной вольностью нравов показался ей грязным, и хотя Наталья ратовала за свободную любовь и самоопределение женщины, все же на самом деле была слишком молода и чиста, чтобы вести такую жизнь и получать от нее удовольствие. Наталья Нордман решила, что истинное благо в тяжелом каждодневном физическом труде, и в 1884 году уехала в Америку, где год прожила, работая на ферме. Не выдержала - вернулась.
И. Е. Репин "Тирольская шапочка". Портрет Н. Б. Нордман-Северовой, 1901 год
В России познакомилась с княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, художницей и меценатом. Женщины подружились, и Нордман на долгие годы обрела кров в доме Тенишевой. Наталья Нордман получила прекрасное домашнее образование, знала три языка, причем в совершенстве, и могла читать Илье Ефимовичу статьи из иностранных газет с листа, занималась музыкой, лепкой, рисованием, увлекалась фотографией, что в те времена для женщин было редкостью, ибо фотографический аппарат много весил, а испарения химикатов для проявки, как считалось, могли испортить кожу.
Уже в период совместной жизни с Репиным она попробовала себя в писательстве и под псевдонимом Северова создала несколько пьес и повестей о судьбах свободных женщин в современном ей мире: "Эта", "Крест материнства", "Интимные страницы". Как и в литературе, так и в жизни Наталья Нордман была идейной противницей замужества, ей казалось, что это непременно плен, а материнство - непременно крест. Для нее путь к совместной жизни, к "уживанию" с кем- то другим, посторонним, пусть даже и любимым, был долгим и сложным. Она боялась утратить личную свободу, боялась зависимости. Она боролась сама с собой, с собственными чувствами - во имя собственных принципов. Ведь, по воспоминаниям современников, она была "боевой суфражисткой" и "сделала феминизм своей религией". Но в конце концов сдалась. "Уже не боюсь его и совместной жизни. Только ее и желаю и думаю, что она могла бы быть очень счастливой", - записала Наталья Нордман в своем дневнике в 1900 году.Наталья Нордман была человеком добрым и сострадательным: "Вечно она хлопотала о каких- то сиротах, вечно помогала голодным курсисткам, безработным учительницам…" Однако не умела делать добро ненавязчиво, и в результате почти все ее действия приносили дискомфорт - иной раз именно тем, кого она пыталась облагодетельствовать. "Слишком уж криклива была ее проповедь - и в достаточной мере бестактна", - вспоминал Чуковский. А Нордман не понимала, почему от нее отшатываются даже те, кому она помогла выпутаться из сложной ситуации, для кого нашла работу или кров. Будучи неоязычницей, Наталья Нордман главной животворящей пищей считала "сок солнца", то есть вино, пила его много, больше, чем приличествовало даме, состояние опьянения почитала священным, будто именно тогда на человека снисходит истинная свобода, и позволяла себе опьянение в присутствии гостей, танцевала босиком, "как древние", в саду на траве, а то и на снегу… Она видела себя языческой жрицей. Репин пытался понять и это, хоть и считал не благом, а дьявольским наваждением: "Наталью Борисовну дьяволы подцепили на "солнечной энергии", так называла она виноградное вино и верила, что эта прелестная оживляющая влага, кроме своего притягательного вкуса, обладает способностью не только веселить человека, но и подкреплять и восстанавливать его силы и во всех отношениях служит ему жизненным эликсиром, как солнце своей энергией всей земле".Наталья Борисовна Нордман умерла 28 июня 1914 года.
.
Посёлок Репино. Усадьба И. Е. Репина "Пенаты".
В 1899 году И. Е. Репин приобрел в посёлке Куоккала на берегу Финского залива около двух гектаров земли, построил дом и разбил парк, превратив этот участок Карельского перешейка в живописный и уютный уголок. Свою усадьбу, любовно созданную по собственному замыслу, он назвал "Пенаты" - по имени почитавшихся в древнеримской религии богов-хранителей домашнего очага. Усадьба принимала нынешний, известный всему миру, облик постепенно. Дав волю своей фантазии, Репин тщательно продумывал облик и структуру каждого элемента. В итоге получилось оригинальное сооружение, в мельчайших деталях и в комплексе отражающее творческую индивидуальность автора. Здесь Репин трудился и отдыхал, с удовольствием принимал многочисленных посетителей.
Гостями "Пенатов", участниками дружеских бесед, музыкальных вечеров и оживленных застолий были М. Горький, Ф. И. Шаляпин, С. А. Есенин, К. И. Чуковский и многие другие. Можно сказать без преувеличения: первые полтора десятка лет своего существования "Пенаты" были одним из центров интеллектуальной жизни России. Распорядок и стиль жизни в "Пенатах" во многом определяла вторая жена Ильи Ефимовича, писательница Наталья Борисовна Нордман, печатавшаяся под псевдонимом Северова. Считалось, что это под ее влиянием Репин и сам стал убежденным вегетарианцем, и начал призывать к этому всех своих друзей и знакомых.
Немало шуток по поводу капустного и морковного рациона "Пенатов" не только гуляло среди знакомых художника, но даже попадало в прессу. Всем посетителям также известно было настойчивое требование хозяев "Пенатов" привыкать приучаться к самообслуживанию. Здесь не принято было подавать пальто, ухаживать за гостями за столом и т. п. Сам хозяин всерьез сердился, когда ему пытался уступить место или дорогу гость, хотя бы и годившийся ему в сыновья или внуки.
А. М. Горький, В. В. Стасов, И. Е. Репин, Н. Б. Нордман-Северова в "Пенатах"
Посёлок Куоккала с 1918 до 1940 года находился на финской территории. И. Е. Репин после смерти Н. Б. Нордман-Северовой жил в Куоккале с дочерью Верой, которая занималась хозяйством. Художник вел замкнутый образ жизни. Он много работал, ночевал на балконе в спальном мешке, даже зимой. И. Е. Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и здесь же был похоронен. С октября 1930 года могила Репина находится на углу аллей Берёзовой и Сосен. В 1940 году территория посёлка Куоккала становится советской. В "Пенатах" создаётся музей памяти И. Е. Репина, на могиле был временно установлен гипсовый бюст, взамен креста. В 1946 году гипсовый бюст был заменен на гранитный постамент с бронзовым бюстом художника, исполненным в 1909 году Андреевым Н. А. В 1994 году - после реставрационных работ в "Пенатах" - памятник был заменён красивым деревянным крестом, как и было ранее до 1940 года.
Могила И. Е. Репина в "Пенатах"
"Пенаты". Парк.
Сейчас парк усадьбы "Пенаты" в посёлке Репино (он получил это название в 1948 году) имеет площадь - 3,8 га; экспозиционно-выставочная площадь музея И. Е. Репина - 551,2 кв. м. , временных выставок - 60 кв.м., фондохранилищ - 7,3 кв. м.
(По материалам Интернета)