Была недавно на "колхозном рынке" и поняла, что он утратил многие свои черты с советских времён. Раньше на колхозном рынке можно было купить всё, хотя и значительно дороже, но зато вкуснее. А теперь там частников поубавилось, нет того "разноцветья" и ассортимента, больше стало торговцев, которые перепродают не выращенное на своём огороде и в своём хозяйстве, а взятое где-то "на базе".
Но и цены иногда удивляют. В этом году лета в наших широтах почти не было, поэтому частники предвидят, что будет ценно и дорого зимой. Например, лук. Уже продают "штуками", как чеснок, и дорого!!!
Кузнечный переулок. Скульптура фасада Кузнечного рынка
А ведь рынок существовал в России всегда. В XIX веке шумели и множились ярмарки. В самые тяжелые периоды XX века шумный базар помогал стране выживать. Рынки существовали в годы Гражданской войны, в осажденном Ленинграде времен Второй мировой, в трудные восьмидесятые и неоднозначные 90-е. В советскую эпоху работали колхозные базары, где мясо пусть и стоило дороже, но зато всегда было.
Писатель Анатолий Макаров, опровергая тезис о том, что русские не умеют торговать, заметил, что западных интеллектуалов в России "…поражало то, что в этой заснеженной стране торговля совершенно южная по темпераменту, по размаху. Только не тем торгуют, чем в Италии и Испании. Но дух был совершенно ярмарочный, рыночный".
И продавцы на рынках бывали самые неординарные, с "именем", например Анна Ахматова и Владислав Ходасевич. Вот эпизод из его торговли селёдкой:
Владислав Ходасевич
В 1922 году петербургской интеллигенции выдавали продуктовые пайки в Доме ученых на Миллионной улице. Каждую среду положенную долю снеди получали Шкловский, Пяст, Ходасевич, Тынянов, Томашевский. Владиславу Ходасевичу однажды "отгрузили" в заветном подвале сразу полпуда селедки. Мерзкую рыбу он не жаловал из-за вкуса и запаха, поэтому решил продать селедку на рынке возле Обводного канала. Среди продавцов Ходасевич увидел Анну Ахматову, беспомощно стоявшую перед таким же огромным мешком.
"Я уже собирался предложить ей торговать вместе, чтобы не скучно было, но тут подошел покупатель, за ним другой, третий - и я расторговался. Селедки мои оказались первоклассными. Чтобы не прикасаться к ним, я предлагал покупателям собственноручно их брать из мешка, - вспоминает писатель. - Еще со времен Книжной Лавки Писателей я усвоил себе золотое правило торговли, применяемое и в парижских магазинах: “Покупатель всегда прав”. Поэтому я не спорил, а предлагал недовольным тут же возвращать товар или обменивать, причем заметил, что только что забракованное одним приходилось как раз по душе другому. Впрочем, должен отметить и другое мое наблюдение: покупатели селедок несравненно сознательней и толковее, нежели покупатели книг", - резюмирует литератор.
В 1921 году в голодном Петрограде Ахматова, будучи женой профессора-востоковеда Владимира Шилейко, получала "академический паек": на месяц 45 фунтов хлеба, 4 фунта масла, 1 фунт сахара, немного крупы, немного папирос и 15 селёдок. Чтобы выручить какие-то деньги, Анна Андреевна продавала селёдку на рынке. Через много лет, рассуждая о славе, Ахматова говорила Лидии Чуковской и поэту Анатолию Найману : "Одно дело ехать в маленьком ландо с большой собакой у ног и услышать с тротуара: "Это Ахматова!" - и другое - продавать на рынке селедку из пайка и услышать за спиной декламацию собственных стихов…»
* * *
Читать:
1. Василий Дубакин. Наш колхозный рынок 50 - 60-е годы
https://proza.ru/2021/03/15/936 2. Воин и дева. Мир Николая Гумилева и Анны Ахматовой
https://biography.wikireading.ru/hHg7n9LDX8 3. Ахматова и селедка
https://www.liveinternet.ru/users/fiorinna/post110714067/ 4. Енотовые шубы и мерзкая селедка: как писатели искали вдохновение на рынках
Подробнее на New Retail:
https://new-retail.ru/magaziny/istoriya/enotovye_shuby_i_merzkaya_seledka_kak_pisateli_iskali_vdokhnovenie_na_rynkakh2558/