Ленинский проспект. В одном из дворов
Давно уже наблюдаю это явление - ЖКХ-арт, как у нас в городе, так и в других городах. В деревнях дворы, точнее, палисадники, украшали обычно цветами. И это было на самом деле красиво, особенно осенью, когда цвели гладиолусы, астры. георгины.
А жители типовых районов любого российского города знакомы с феноменом "ЖКХ-арта" - народного и наивного декора общественных пространств. Цветы цветами, но этого мало! В ход идут автомобильные покрышки, пластиковые бутылки, старые игрушки - все, что попадется под руку. Классика жанра - лебеди из покрышек. Такие фигуры можно найти по всей стране - от Мурманска до Ростова-на-Дону, от Владивостока до Нальчика. И в Санкт-Петербурге тоже.
Во-первых, это красиво, во-вторых - решается вопрос с утилизацией отработавшей свой век резины. Вот здесь вопрос несколько спорный. Вспоминаются послевоенные коврики с лебедями на пруду. Теперь (да уже давно) это предмет пошлости. Но на улице, во дворе "прокатит". ЖКХ-артом занимаются и коммунальные службы, и сами жильцы - так они пытаются уйти от серости типовой застройки и добавить своему двору индивидуальности. На Ленинском проспекте такие украшения тоже можно найти. Я даже писала о некоторых придомовых территориях, которые великолепно оформлены, причём занимаются этим сами жители дома.
Такой очаровашка!
Не подходи!
"Павлин-мавлин"
А тут целый орёл!
Кажется, гусь выглядывает?
А это в Череповце
Мишка хочет получить мёд! (Череповец)
Череповец. Во дворе дома-музея И. А. Милютина
У многих получается. В ход идут самые странные решения - подобной смелости ждешь, скорее, от авангардного художника, чем от простых жителей Комсомольска-на-Амуре. Впрочем, возможно, установка унитаза в качестве цветочной клумбы - не столько отчаянная попытка украсить двор, сколько, как предполагают комментаторы снимка, осознанное цитирование дадаиста и сюрреалиста Марселя Дюшана (в 1917 году он представил в Нью-Йорке композицию "Фонтан", которая представляла собой перевернутый писсуар). Наивное стремление "сделать красиво" довольно часто приводит к результату если не противоположному, то явно не предусмотренному: творчество ЖКХ-художников способно ввергнуть зрителя в ступор, а иногда и напугать. Я считаю, что чаще всего в таких случаях речь идёт о безвкусных поделках.
Чаще всего авторы выдающихся образцов стиля - жильцы, у которых много свободного времени: прежде всего пенсионеры-активисты или просто районные чудаки. Это роднит ЖКХ-арт с ар-брют - в 1945-м этот термин предложил французский художник Жан Дюбюффе, пытаясь отделить искусство как творческий выплеск от культурного контекста.
Считается, что ЖКХ-арт - специфическое российское (советское и постсоветское) явление. Действительно, панельные микрорайоны остаются основной средой обитания "неведомых зверушек", созданных коммунальщиками и самими жильцами.
Но "родственников" российских ЖКХ-объектов можно найти и за границей. Стоит вспомнить, например, мексиканский "Остров кукол" - место, недавно признанное самой жуткой достопримечательностью в мире.
У нас, на Ленинском
"Остров кукол", Мексика. (Из Интернета)
"Остров кукол" (Из Интернета)
* * *
А вы что думаете?
Из открытых источников, в частности:
https://dom.mail.ru/articles/56789-rossiiane-ukrashaiut-dvory-strashnymi-zvermi-i/ Фотографии мои