Джек Леммон и Уолтер Мэттау. Кадр из фильма "Странная парочка"
Решила поучаствовать в КиноРулетке №12 от от
dart_maus "Комедии". Прочитала предложенный список комедий. Оказалось, что ни одного фильма из этого списка я не видела, ужас! Как выбирать? Решила, что выберу по дате создания фильма. А поскольку я люблю американские фильмы 60-х годов прошлого века, то остановилась на "Странной парочке" (1967 год).
Посмотрела, кто снимался в фильме и обнаружила хорошо знакомые фамилии: Джек Леммон и Уолтер Мэттау. Джек Леммон - это же для меня "В джазе только девушки"
(Мой комментарий к тексту "Советские кинохиты с украденными у Голливуда сюжетами" ) и "Квартира" (
Один из лучших рождественских фильмов), а Уолтер Мэттау - "Цветок кактуса", "Шарада", "Хэлло, Долли!" и ещё один фильм, название которого "Происшествие" ("The Incident", 1990), режиссер Джозеф Сарджент. Но это не комедия, а вполне себе серьёзный фильм.
(Действие фильма происходит в 1944 году в небольшом американском городке. Местные жители возмущены убийством их единственного врача, который подрабатывал на соседней военной базе. Все подозрения падают на нациста, который там содержался. Жители требуют суда над убийцей, но, согласно закону, нациста должен защищать адвокат. Единственный адвокат, который соглашается защищать преступника - друг убитого Хэрмон Кобб. "Происшествие" - телевизионная драма, удостоенная трех премий "Эмми").
О сюжете "Странной парочки"
Фильм родился из бродвейской постановки 1965 года. Это комедийная пьеса нью-йоркского драматурга Нила Саймона, которая была поставлена на Бродвее и пользовалась огромным успехом. В пьесе одну из главных ролей исполнял Уолтер Мэттау. Успех постановки был настолько велик, что сделал звёздами и исполнителя главной роли Уолтера Мэттау и сценариста Нила Саймона. Естественно, Голливуд захотел ее экранизировать. Изначально режиссурой и сценарием должен был заняться Билли Уайлдер, но в итоге фильм снял Джин Сакс, который за год до этого уже перенес на экраны успешную комедийную пьесу того же автора "Босиком по парку". И экранизацией "Странной парочки" режиссер Джин Сакс и Уолтер Маттау добились всемирного успеха, в который огромную лепту внёс и его партнёр по фильму и близкий по духу друг Джек Леммон. "Странная парочка" стал одним из самых известных фильмов дуэта и одним из самых успешных фильмов конца 1960-х, собрав 44 миллиона долларов только в США.
Друзья по покеру
Феликс пришёл!
.
Кадр из фильма "Странная парочка"
.
Главные герои комедии - спортивный комментатор Оскар Мэдисон и его друг Феликс Унгар (Уолтер Мэттау и Джек Леммон). Оскар давно разведён и живёт один в квартире из восьми комнат, где можно "целый год жить вдвоём и ни разу не встретиться". Своей жене Бланш он платит алименты и на данный момент он задолжал ей 600 долларов. Квартира в запущенном состоянии, чистота - не самое главное качество Оскара. По пятницам у него собираются друзья и играют в покер на деньги. Один из друзей Феликс. В одну из пятниц он не приходит вовремя, и друзья узнают, что Феликса выгнала жена после 12 лет супружеской жизни.
Друзья узнают, что Феликс настолько сильно переживает этот факт, что даже пытался покончить с собой, но как обычно случается в комедиях, какие-то глупые помехи не дают ему осуществить его замысел. Друзья настороже, и добрый Оскар предлагает другу пожить у него в квартире, пока у Феликса всё не наладится. И вот тут-то он, возможно, и совершает самую главную ошибку! Дальнейшие события дают Уолтеру и зрителям понять, почему жена выгнала мужа после 12 лет совместной жизни, имея двоих детей. Феликс превратил холостяцкую квартиру Оскара в музей, постоянно наводя чистоту и не разрешая сорить. Он готовит еду, пылесосит, драит полы, использует освежители для воздуха, чтобы в квартире были прекрасные запахи, не разрешает нарушать этот порядок, да так, что становится тираном в доме! Оказывается, он такой занудный чистюля и сварливый брюзга, что даже мужская дружба не выдерживает такого напряжения!
Да и как им ужиться? Феликс педант, у него всё разложено по полочкам и по минутам. Он отчитывает Оскара за то, что тот опоздал прийти домой на целых полчаса, когда они ждали своих соседок в гости! Ужин у него готов именно к этому времени, и получается скандал, что всё задерживается. Феликс нервный, даёт волю слезам, потому что его "выставила" на улицу жена, а он так любит её и детей тоже! И друзья за глаза называют его "плачущим типом". А Оскар, напротив, реалист и несколько циничен в своём отношении к жизни. Феликс меланхолик, Оскар явный холерик. Феликс зкономный, готовит еду дома, в то время как Оскар расточительный, любит кафе и рестораны. Феликс аккуратен во всём, Оскар весёлый неряха. И так во всём. Оскар смог выдержать такие ограничения и давление друга лишь три недели и после скандала, который чуть не дошёл до драки, выставляет друга за дверь, но получает в ответ угрозу от Феликса, что он пожалеет об этом.
Оскар испытывает угрызения совести из-за того, что выставил Феликса за дверь ("- Я его знаю. Он убьет себя на зло мне. А потом его призрак вернется, будет ходить за мной по квартире, преследовать и убирать, преследовать и убирать, преследовать и убирать..."), поэтому с друзьями по покеру он направляется искать Феликса в Нью-Йорке в полицейской машине одного из друзей. После нескольких часов поиска друзья возвращаются. И о, чудо! они узнают, что Феликс переехал к соседкам Голубь, которых они приглашали к себе в гости. Оскар и Феликс извиняются друг перед другом. Феликс обещает приходить к Оскару по пятницам для игры в карты, а Оскар вдруг понимает, что не стоит превращать квартиру в свинарник.
Игра всех актёров великолепна. Джек Леммон и Уолтер Мэттау оказались прекрасными комедийными актёрами (правда, я больше люблю У. Мэттау в "Цветке кактуса"). Реплики смешные, остроумные. Музыка Нила Хефти отмечена наградами. Декорации хороши. Правда, камера, когда друзья играют в карты, стоит в основном с одной стороны и не двигается, а герои сидят по одну сторону стола, но это осталось от спектакля, когда герои сидят на сцене, а зритель должен их хорошо видеть. Фильм хорош для семейного просмотра, для любой аудитории, он интересен и поучителен. А ещё мне очень нравится атмосфера фильма, обстановка, отсутствие натянутости в смысле современной толерантности, которая уже достала в западных фильмах.
Доброе домашнее кино. Смешное и грустное, и в то же время назидательное, заставляющее задуматься над отношениями с друзьями, и в то же время оптимистичное. У нас ведь тоже есть друзья, и, может быть, странные, а, может быть, это мы "странные" для них?
Рекомендую к просмотру.