Николай Фешин (1881 - 1955). "Ромашки"
* * *
Сейчас сезон ромашек.
И у нас в городе их можно встретить везде на газонах и на свободных "полянках". И вспоминаешь, что их любят рисовать ("писать") и художники в своих натюрмортах. Под простыми названиями "цветы", "полевые цветы" , "ромашки в вазе" или под другими, более замысловатыми, названиями. У меня уже есть пост "Ромашки Н. Фешина", а сегодня просто "Ромашки" его же авторства.Одна из "ромашек" Н. Фешина была продана на аукционе в Лондоне за 236,7 тысячи фунтов стерлингов. "Натюрморт с ромашками" Николая Фешина стал в Лондоне топ-лотом "русских торгов" Bonhams 2018. А это не только цена картины, но и признание художника.
Ниже текст о Н. И. Фешине.
Художник недели. Николай Иванович Фешин
ARTinvestment.RU 09 июля 2019
Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
Рассказ о Фешине мы уже публиковали в рубрике «Художник недели» 7 лет назад. Поводом для нового разговора о мастере стала проходящая сейчас в Москве выставка. Еще до 24 сентября в Музее русского импрессионизма (частный музей Бориса Минца) можно посмотреть выставочный проект «Место под солнцем. Беньков / Фешин»
Фешин - живописец смелый, мощный, самобытный, предельно узнаваемый. Безусловный новатор. Он был избран академиком Императорской академии художеств в 35 лет, в 1916 году. К этому времени им уже были созданы программные работы «Капустница», «Черемисская свадьба», «Обливание» и «Портрет Вари Адоратской», который сравнивали с «Девочкой с персиками» Валентина Серова. Фешин быстро снискал репутацию художника, не признающего правил и традиций. Ни композиционных, ни стилистических. Правила он изобретал свои, заново. Фешин мог позволить себе оставить персонажей переднего плана лишь с символически обозначенными размытыми лицами и в то же время тщательно выписать портреты находящихся вдалеке детей и женщин. Мог сместить изображение портретируемого сильно в край, вопреки всем канонам. И на выходе все равно получить шедевр, как в случае с портретом Адоратской. Его «Обливание» 1911 года замерло просто в полушаге от абстрактного экспрессионизма. На зарубежных выставках (а еще до революции у него было уже с десяток выставок в Европе и США) его произведения критики отмечали в одном ряду с Ренуаром и другими импрессионистами.
Впоследствии именно связи с американскими ценителями его творчества, а также содействие его учеников, занявших высокие посты при советской власти, помогли художнику увезти семью в США. Пишут, что на этом особенно настаивала его жена. Но решение понятное: слишком много горя свалилось на семью. В послереволюционную разруху и голод Фешин заболел туберкулезом, в том же 1919-м умер от тифа отец, следом за ним и мать. С работой стало совсем плохо. Истерзанной гражданской войной стране было не до искусства. К началу 1920-х коммерческим заказам взяться было просто неоткуда. Одно время художник писал портреты вождей революции по фотографиям - Ленина, Троцкого, Луначарского и других. Их принято критиковать - дескать, не было контакта с натурой, а значит, психологического напряжения. Но я бы не согласился, Фешин даже с такими исходными данными побеждает на классе. Формально конфликта с властями и притеснений не было. Скорее всего, он просто их не застал. При большевиках Фешин входил в Ассоциацию художников революционной России. Одно время даже был назначен председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских. Но перспективы в роли художника он видеть перестал. Плюс нужно было срочно делать что-то со здоровьем. Словом, пока сохранялось окно возможностей (за границей еще ждали, а здесь еще выпускали) Фешин все-таки решился на отъезд.
Американские почитатели помогли Фешину быстро встроиться в местное арт-сообщество. Появились заказы на портреты представителей американского истеблишмента: бизнесменов, деятелей шоу-бизнеса и др. Вскоре Фешин стал более чем обеспеченным человеком. Он смог позволить себе переехать из шумного Нью-Йорка в тихий городок Таос штата Нью-Мексико, купить большой участок, построить дом и студию. На новом месте его привлекли не только подходящий сухой климат, красота природы и приятное соседство. В Таосе уже была колония художников, были знакомые, Фешину там было хорошо. И это видно по творчеству: в этом городке он сделал сотни вдохновенных портретов местных жителей - индейских и мексиканских девушек, фермеров, пастухов. Сын резчика деревянных иконостасов, Фешин обставил резной мебелью любимый дом, построенный по собственному проекту (в нем теперь располагается его музей). Завел лошадей для единственной дочери Ии, в которой души не чаял. Началась спокойная жизнь. Но счастье длились недолго. В 1934 году жена увлеклась местным поэтом, решила резко изменить свою жизнь, и Фешин с дочерью вынуждены были уехать из дома в Таосе. Пришлось многое начинать заново. Снова заработки заказами на портреты. Новое обустройство, мытарства, гостиницы, Нью-Йорк, потом Лос-Анджелес. Фешин так и не оправился от удара. Правда, в конце жизни он принялся путешествовать. Ездил в Азию, в Японию, хотел приехать и в СССР. Но уже не успел. Николай Фешин умер в пригороде Лос-Анджелеса в 1955 году. В 1976-м дочь Ия перенесла его прах в Казань - исполнила завещание отца. В 2002-м ее похоронят в столице Татарстана рядом с отцом. Ия же привезла русским музеям (Третьяковке и Казанскому музею изобразительных искусств) ряд картин и скульптур Николая Фешина и смогла устроить в СССР его первую выставку после эмиграции.
Но многолетний разрыв культурных связей с родиной в советский период все же сделал свое дело. Фешина, по сути, вновь пришлось открывать для коллекционеров и зрителей уже в начале 2000-х как художника русского зарубежья, русского американца. В тот момент его картин почти не было в собраниях русских коллекционеров. Но уже через несколько лет ситуация резко изменилась. Русские стали покупать, и аукционные цены стремительно выросли. Шедевры стали стоить миллионы долларов. И сегодня Фешин входит в аукционный топ-20 художников орбиты русского искусства.
Про рынок. Будучи художником американского рынка искусства, Фешин, находился в аукционной обойме задолго до русского бума. Работал он много, в Америке его работы не реквизировали, и картин на руках и на рынке всегда было в достаточном количестве. В конце 1980-х - 1990-е они стоили в диапазоне $20 000-110 000. Женские портреты дороже, пейзажи и натюрморты - дешевле. И такая ситуация сохранялась вплоть до повторного открытия художника русской аудиторией в начале 2000-х. И то, что происходило с ценами на картины Фешина дальше, иначе как волюнтаризмом и не назовешь.
С начала двухтысячных сопоставимые по классу произведения примерно в одно и то же время могли продаваться и за $30 000, и за $200 000. И нет, эти случаи не объяснишь сомнениями в подлинности. Хотя подделок Фешина на рынке по-прежнему предостаточно. Рынок пробовал разные точки равновесия. А примерно с 2006 года начался лавинообразный рост цен. Уже в 2007 году аукционная статистика Фешина украсилась отдельными миллионными результатами. А в 2008 году миллион долларов стал чуть ли не стандартной ценой для хороших женских портретов со стороной около 80-90 см. Одновременно вещи не хуже классом, но размером около 50 см продавались на тех же аукционах в диапазоне $200 000-250 000. При этом тем, кто хорошо разбирался в подлинности и имел смелость рисковать на мелких американских аукционах, удавалось покупать неплохие работы и в несколько раз дешевле. Это были времена, когда что за $25 000, что за $250 000 - все могло случаться. Словом, волатильность была вплоть до волюнтаризма. Апофеоз с ценами Фешина наступил в декабре 2010 года. Тогда на «Макдугалле» хорошую, но не умопомрачительную картину «Маленький ковбой» при эстимейте $800 000-1 000 000 продали за безумные $10 870 000. Тут уж многие наблюдатели хором сказали: come on. Как говорил Генри Баскервиль в исполнении Михалкова: «За кого меня принимают в этой гостинице?» Да, Фешина покупали в свои собрания очень богатые люди - и Филатов, и, как говорят, Смузиков (Sepherot Foundation), и другие. Но десять миллионов за детский портрет? Впрочем на ковбое все чудеса, как и предполагалось, закончились. После него лучшие живописные вещи большого размера еще несколько раз брали внушительный барьер в $2 000 000-4 000 000. Но к десятимиллионной отметке Фешин даже близко больше не приближался.
Как обстоят дела сегодня? «Вылеты» из общей тенденции периодически случаются, но ситуация стала более взвешенной и предсказуемой. Живописные натюрморты с цветами размером примерно 65 × 50 на первоклассных аукционах сейчас продаются в районе $320 000. Женские портреты со стороной около 50 см могут достигать цен $500 000-800 000. Недавний интересный пример - продажа женского портрет 1910-х годов (ценный доэмиграционный период). Посмотрите его в нашем Инстаграме. Предыдущий владелец приобрел этот холст на Christie’s в 2000 году за $96 000. А в 2018 на Sotheby’s его продали почти за $777 000 - в 8 раз дороже. И такая динамика как раз не вызывает больших вопросов.
Фешин сегодня не является недооцененным художником. Купить его как-то особенно дешево и выгодно вряд ли получится. Впрочем так и должно быть. Это ликвидный автор, международной известности, давно находящийся в обойме мирового аукционного рынка. Так что с Фешиным коллекционерам сегодня не только интересно как с художником-новатором, но и спокойно с точки зрения инвестиционного потенциала.
Редакция ARTinvestment.RU
Взято:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20190709_fechin_auction_prices.htmlЧитать:
«Фешин - самый крупный и значимый художник, связанный с Казанью»
Искусствовед Галина Тулузакова о таосском доме Николая Фешина, бегстве от голода в Поволжье и любви по меркам интеллигентов начала XX века
https://www.business-gazeta.ru/article/389345