Михаил Врубель. После концерта. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель у камина
Надежда Ивановна Забела - любимая жена, великолепная русская певица и муза Михаила Александровича Врубеля. Это был счастливый брак, он обожал свою жену, создавал для нее эскизы одежды и сценических костюмов, декорации к спектаклям. А она всегда была с ним рядом, не оставив его в дни тяжелой душевной болезни. Художник написал множество ее портретов в разных образах. И только это, последнее изображение, осталось незаконченным.
В высоком камине, украшенным резьбой, яркими желто-оранжевыми, красными огоньками горят угли. На кушетке, стоящей рядом с ним, удобно сидит певица, наслаждаясь теплом. Откинувшись назад и вытянув усталые ноги в изящных белых туфельках на каблучке, она опирается на высокую спинку правой рукой, согнутой в локте. Выступление закончено, и заметно, как утомлена женщина, отдыхающая в тишине.
Чуть повернув голову, она спокойно позирует художнику, мягкая улыбка притаилась на губах. Несколько прядок темно-каштановых волос выбилось из высокой пышной прически. Темный цвет обивки кушетки подчеркивает теплый золотистый цвет худощавого лица, красивую линию шеи. Но проглядывает сквозь усталость затаенная печаль, тщательно скрываемое волнение и тревога за любимого.
Уверенными черными штрихами рисует живописец очертания концертного платья, придуманного им. Широкая юбка, украшенная оборкой, волнами спадает на пол. Однако сквозь темные линии проглядывают нежные коралловые оттенки нижнего наряда. Полупрозрачная ткань, похожая на мозаику, сложенную из кремово-белых кристаллов, придает верхнему платью воздушность и невесомость. Таинственно мерцает на груди жемчужная брошь.
Неяркие, спокойные цвета, которыми Михаил Врубель пишет жену, говорят о теплоте чувств, настоящей любви и благодарности. Однако он болен, его душа разрывается, все вокруг кажется мрачным и трагичным. Резкие, частые штрихи, которыми художник заполняет пространство вокруг фигуры Надежды Ивановны, местами очень хаотичные, проведенные с сильным нажимом, вносят в картину эмоциональное напряжение и отчаяние. Темные сине-зеленые, мрачные болотно-коричневые цвета наполняют ощущением скорби.
Зрение художника резко ухудшилось, он почти не различал цветов, поэтому он прекратил работу над картиной, оставив ее недописанной.
Портрет оставляет двойственное впечатление - на нем смешались с одной стороны тихая нежность, трепетное восхищение, а с другой - обреченность, одиночество и смятение чувств.
Талант Михаил Врубеля бесспорен, его произведения, неоднозначные, полные загадок и очарования, никого не оставляют равнодушным.
https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/3030-posle-koncerta-portret-nadezhdy-ivanovny-zabely-vrubel-u-kamina-mihail-aleksandrovich-vrubel.html * * *
Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья!
Ты говоришь: не грусти!
Я замышляю признанья.
Дивный был вечер вчера!
Долго он будет в помине;
Всем,- только нам не пора;
Пламя бледнеет в камине.
Что же,- к чему этот взгляд?
Где ж мой язвительный холод?
Грусти твоей ли я рад?
Знать, я надменен и молод?
Что ж ты вздохнула? Цвести -
Цель вековая созданья;
Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья!
(А. А. Фет)
У камина
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурный мотылёк.
Видений пёстрых вереница
Влечёт, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встаёт ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжёт душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
А. А. Фет, 1856