Вера Панова

Apr 06, 2023 16:00




Вера Фёдоровна Панова

Снова к анкете. Любимой писательницей я бы назвала Веру Фёдоровну Панову. Я уже писала о ней и о фильме "Мальчик и девочка", снятом по её произведению: О Вере Пановой   и   Вера Фёдоровна Панова "Мальчик и девочка"
А вообще по её произведениям снято 17 фильмов (если не ошибаюсь). И большинство этих фильмов я видела:
Спутники 2015
Сентиментальный роман 1976
Кружилиха 1975
На всю оставшуюся жизнь Мини-сериал, 1975
Свадьба как свадьба 1974
Вылет задерживается 1974
Проводы белых ночей 1969
Метелица 1967
Четыре страницы одной молодой жизни 1967
Мальчик и девочка 1966
Рано утром 1965
Рабочий поселок 1965
Поезд милосердия 1964
Вступление 1963
Евдокия 1961
Високосный год 1961
Сережа 1960
Пожалуй, самым сильным потрясением для меня были "Проводы белых ночей", "Серёжа" и "На всю оставшуюся жизнь". В "Проводах..." снимался красавец Юрий Каморный. Разве можно забыть, как он пел: "Ах, как они любили, ах, как они любили!"

image Click to view



Фильм "Серёжа"- однозначно шедевр, а по "Спутникам" - "На всю оставшуюся жизнь", постановку Петра Фоменко, я тоже могу пересматривать много раз. Незабываемый мини-сериал и песня в исполнении Таисии Калинченко. И сама повесть "Спутники", которую я прочитала ещё до фильма, тоже незабываема для меня,  как  и все произведения В. Пановой.

Интересно, что литературным секретарём у Веры Фёдоровны одно время был Сергей Довлатов

Сергей Довлатов некоторое время работал у Веры Пановой литературным секретарем, они очень сдружились, и Панова частый герой его фирменных зарисовок. Вот одна из них, из сборника "Ремесло": "К Пановой зашел ее лечащий врач - Савелий Дембо. Она сказала мужу: - Надо, чтобы Дембо выслушал заодно и тебя.
- Зачем, - отмахнулся Давид Яковлевич, - чего ради? С таким же успехом и я могу его выслушать.
Вера Федоровна миролюбиво предложила: - Ну, так и выслушайте друг друга".

Помощь Довлатова понадобилась, когда с писательницей случилось то, чего она всегда боялась: Панова стала беспомощной. В автобиографии она напишет: "Я, Панова Вера Федоровна, родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону, умерла 20 июня 1968 года, когда меня поразил инсульт, лишивший меня возможности ходить и владеть левой рукой".
При этом работать она не перестала, взялась за исторические романы. Писала своему ростовскому другу, Вениамину Жаку: "По совету врача почти ежедневно работаю - пишу. Говорят, это даже содействует восстановлению. Я начала набрасывать что-то вроде воспоминаний… Писать мне трудно, я словно вторично переживаю всякую горестную минуту".
И обязательная приписка: "Поклон всем общим знакомым и городу Ростову-на-Дону вместе с Нахичеванью". Покинув Ростов, она еще долго скучала по нему: "до слез хотелось туда, к югу, к акациям, которые скоро зацветут".

Так вот, интересно, что Довлатов, ядовито саркастичный в отношении даже друзей, ни единого плохого слова в своих записках не сказал о Пановой, хотя накоротке характеризовал ее новому секретарю как "вздорную тетку", которая "пьет, увы, только кагор и, увы, только на Пасху".
Но в "Соло на ундервуде" о ней есть такой пассаж: "Беседовали мы с Пановой.
- Конечно, - говорю, - я против антисемитизма. Но ключевые должности в российском государстве имеют право занимать русские люди.
- Это и есть антисемитизм, - сказала Панова. - То, что вы говорите, это и есть антисемитизм. Ключевые должности в российском государстве имеют право занимать ДОСТОЙНЫЕ люди".

Автобиографию, завершенную прямо перед смертью в 1973 году, она закончила одним очень важным для нее случаем из 50-х. Шофер такси узнал знаменитость и спросил, не за эту ли книгу ("Времена года" лежали в машине) она получила премию. "Нет, - сказала я, - за другие.
- Ну, это напрасно, - сказал он. - Я других ваших книг не читал, а за эту обязательно дал бы вам премию.
- Почему же?
- Потому что интересная, - ответил он, - это раз. А два то, что правду пишете. Не смотрите, какой он там начальник, а пишете то, что есть и что я тоже знаю. И вот по этим двум причинам я бы и дал вам премию, будь моя воля.
И верите, друзья: со всех шпилей и куполов звонко и певуче хлынуло на Ленинград солнце при этих словах…. И все эти чудеса произошли оттого, что незнакомый мне человек, читатель моей трудно написанной книги, своей волей присудил мне за эту книгу премию. И премия была выдана так простодушно, искренне и весело, не на заседании - а в крошечной кабине такси, насквозь пронизанной весенними лучами, как вязальными спицами"..

Читать:
О «первой писательнице страны» из Нахичевани, секретарем которой был Довлатов
https://nationmagazine.ru/people/o-pervoy-pisatelnitse-strany-iz-nakhichevani-sekretarem-kotoroy-byl-dovlatov/

литература, литература и писатели, С. Довлатов, советское кино, личности

Previous post Next post
Up