Я уже писала об усадьбе Гальских, расположенной в Череповце на левом берегу Шексны, а также о поэте Владимире Гальском, потомке владельцев усадьбы. Мой пост касался в основном внешнего облика усадьбы. Но позже я нашла рассказ Дарьи Ловчиковой, посвящённый архитектуре и интерьру усадьбы, который показался мне очень интересным. Я дополнила рассказ своими фотографиями и предлагаю ознакомиться с усадьбой поближе.
Дом Гальских - памятник русской усадебной архитектуры XIX века
Усадьба Гальских
Главный фасад здания. (Фотография из Интернета)
Усадьба "Горка" потомственных череповецких дворян Гальских в прошлом была одной из самых богатых усадеб города и уезда. Она расположена на высоком левом берегу Шексны, почти напротив Соборной горки.
Вид на противоположный от усадьбы правый берег Шексны - Соборную горку
Усадебный комплекс представляет собой традиционную композицию с четким разграничением на хозяйственную и жилую зоны. С юга ансамбль замыкается конюшенным двором, с севера - смотрящим на реку господским усадебным домом. Между ними был разбит круглый сад с парниками и оранжереей. По сторонам располагались людские избы, амбар, жеребятник, дом управляющего и другие постройки. По заключению специалистов Государственного Исторического музея, уникальность этой усадьбы заключается не только в ее архитектуре. Здесь помимо дома уцелел почти весь комплекс служебных усадебных построек - редкий случай сохранности деревянной усадебной архитектуры.
Восстановленный амбар в усадьбе Гальских
Величественный, двухэтажный, с бельведером господский дом, построенный предположительно в первой трети ХIХ века, является редким примером деревянной усадебной застройки и заслуженно признан памятником архитектуры высокого художественного уровня. Чистота и гармоничность пропорций, уравновешенность объемов, хорошо прорисованные детали - все свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве его создателя. Ясная, четкая, строго центричная композиция дома характерна для классической архитектуры конца XVIII - начала ХIХ веков. Построен он из лиственницы, плотная твердая древесина которой устойчива к сырости и почти не подвержена вредителям.
Вид от усадьбы на реку Шексну и Октябрьский мост
Главный фасад здания обращен к реке. Центральная его часть эффектно выделена увенчанным треугольным фронтоном мощным шестиколонным портиком, опирающимся на аркаду. Линии скатов крыши повторяются в формах треугольного окна с мелкой квадратной расстекловкой, расположенного в тимпане фронтона.
Дворовый фасад обращен на юг, в сторону хозяйственного двора, огородов и служебных построек.
Задний фасад с выступами боковых ризалитов и огромным полуциркульным чердачным окном имеет более камерный облик. Между ризалитами, в уровне второго этажа, устроена открытая балюстрада, опирающаяся на ряд массивных колонн с дорическими капителями. Пары таких же колонн поддерживают крыши над крыльцами входов в дом и небольшие балкончики, устроенные на боковых фасадах.
На территории усадьбы
Многоскатную, сложную крышу дома венчает бельведер, окруженный балюстрадой с изящными балясинами. Сверху открывается замечательный вид на реку и город, и можно окинуть взглядом всю усадьбу.
От входных филенчатых дверей вглубь дома ведет парадная лестница с точеными балясинами. Внутри дома сохранилось анфиладное расположение комнат, унаследованное от устройства жилья XVIII века, старые лестницы, высокие филенчатые двери, печи, облицованные кафелем.
Все помещения первого этажа имеют выход в продольный коридор, в восточной части которого расположен черный хозяйственный ход и одномаршевая лестница, ведущая в парадные покои второго этажа. Комнаты второго этажа компонуются вокруг парадного зала, окна которого выходят в сторону двора и круглого сада.
Парадный зал голубой гостиной барского дома венчает бронзовая люстра, французские шторы из натуральных тканей элегантно вписываются в классический интерьер, в гостиной ровными рядами стоят венские стулья, а также кресла из карельской березы, стол с лировидным подстольем, старинное зеркало, столик для игры в карты, шкаф красного дерева. Многие годы мебель и прочие предметы быта дворянского гнезда разыскивались сотрудниками музея по всей стране.
Всего в особняке тридцать семь комнат, и сегодня в каждой воссоздан характерный для XIX столетия интерьер. Дом украсили 94 фотографии владельцев усадьбы и их родственников. Одна из комнат посвящена братьям Николаю и Владимиру Янишам. Владимир Яниш был в ряду первых русских авиаторов начала ХХ века.
В детской комнате особое внимание уделено игрушкам. В основном это самодельные куклы, лошадки, волчки. Одна из самых ценных игрушек - лошадка, на которой катался сын последнего владельца усадьбы Николая Гальского - маленький Лев. Ее удалось восстановить почти полностью.
Переступив порог усадьбы Гальских, посетитель оказывается в атмосфере жизни русского провинциального дворянства с его уютным отлаженным бытом, обрамленным изящными и гармоничными формами русского классицизма.
Дарья ЛОВЧИКОВА
Подробнее:
http://cultinfo.ru/tour/index.php?id=388