Художники о бурлаках на Шексне

Feb 07, 2023 18:59




В. В. Верещагин "Бурлаки". 1866 год

В январе 2020 года в Русском музее проходила обширная выставка картин И. Е. Репина, где была выставлена и его картина "Бурлаки на Волге", известная, без преувеличения,  каждому жителю нашей страны. (Мой пост об этой выставке: Выставка картин И. Е. Репина в Русском музее)  Однако мало кто знает, что тема бурлаков волновала не только И. Е. Репина, но и многих художников XIX века.

У меня немало постов о реке Шексне, на которой я выросла, и я давно знала, что бурлаки тянули баржи и суда и по реке Шексне, которая является левым притоком Волги, и которая впадает в Волгу около Рыбинска.
И всё руки не доходили (хотя я пыталась) найти картину с бурлаками на Шексне. И я решила посмотреть, нет ли такой картины у В. В. Верещагина, который родился в Череповце, и  у семейства которого было имение на Шексне. И нашла.  Вот она, картина выше:"Бурлаки".

Оказалось, что он интересовался этой темой, сделав множество эскизов и этюдов. Художник рисовал с натуры, находясь в имении своего дяди - селе Любец Череповецкого уезда. Сейчас этого места уже нет, так как оно было затоплено в советские годы при создании Рыбинского водохранилища.

В. В. Верещагин планировал написать большую картину, но смог сделать только небольшой эскиз "Бурлаков" маслом на картоне. Этот эскиз всё же привлёк внимание общественности.



И. Е. Репин "Бурлаки на Волге" (Фото из Википедии)

Бурлаки у Верещагина и у Репина явно разные. Но смысл один: это очень и очень тяжёлый труд.

Вот свидельство об их труде из книги Александра Козлова "Рыбинск. Мозаика былого"

"Перед началом путины бурлаки собирались на бурлацкой бирже, которой служила главная площадь приволжского города. Чтобы отличаться от обычных граждан, бурлак закалывал за ленту своей шляпы «бутырку» - крупную, грубо сработанную ложку. Название происходит от слова «бутырить», что означает «перемешивать, переворачивать».

На бирже бурлаки собирались в артель и выбирали старшего, который звался «дружка». «Дружка» должен был быть самым выносливым и уметь хорошо драться. На биржу приходили купцы, чтобы нанять на работу бурлацкие артели. Торговалась за подряд с купцом не вся артель, а только дружка. На торгах купец не считал зазорным потешиться. Претенденты на подряд дрались при всей честной публике. Победитель брал подряд. После этого бурлаки удаляли ложки со шляп, что означало, что они уже наняты на работу. Процедура оформления договора проста: хозяин вынимал строганые палочки, каждая переламывалась - одна половина у бурлака, вторая - у хозяина. Это был основной документ при расчете: состыковывались половинки палочки - получай денежку. Не состыковывались - Бог простит.

Во время пути передового бурлака звали «шишка». Он получал указания от лоцмана («дяди», или «букатника». - А. К.) и задавал темп всей артели. На картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» впереди идет «шишка», которого знаменитый художник написал с натуры - с попа-расстриги Канина.

Орудием труда бурлаков служила лямка, сшитая из кожи или парусины, шириной около четырех вершков (18 см). Концы лямки соединялись кольцом, от которого тянулась тонкая веревка - «тонёк» - длиной три аршина (2 м 13 см). На тоньке находилась «чебурка» - деревянный шарик с грецкий орех. «Тонёк» с помощью «чебурки» захлестывался петлей вокруг бечевы, тянувшейся к судну. Это позволяло проверить тягу бурлака: если он добросовестно тянул, шарик не отцеплялся от бечевы. Если бурлак только делал вид, что тянул, «чебурка» спадала с бечевы и выдавала лентяя.

В пути бурлаки спали мало, часа по четыре. На рассвете хозяин будил их молитвой: «Господи Иисусе, сыне Божий, помилуй нас». Проснувшись, бурлаки должны ответить: «Аминь». Но так как уставшие рабочие продолжали спать, хозяин произносил другую «молитву»: изощренно и смачно матерился.

Прибрежная полоса земли шириной десять саженей (21 м 30 см), по которой шли бурлаки, называлась бечевником или сакмой. Бечевник был государственной землей, которая не подлежала приватизации. Государство занималось улучшением бечевника, но тем не менее он изобиловал камнями, болотистыми местами. Иногда бурлакам приходилось карабкаться с бечевой на крутой песчаный обрыв, который осыпался и хоронил под собой бурлаков.

Временами обрыв был настолько крут, что бурлаки, не в силах взобраться, шли под крутояром по воде. Тогда они привязывали кисеты с табаком к шее и шли по дну реки. На глубоких местах бурлаки кричали лоцману на судне: «Под табак!» Если взглянуть с обрыва вниз, открывался вид на несколько десятков голов, движущихся над водой. Так возникла поговорка: «Дело - табак».

При найме бурлаки договаривались о питании - от хозяина или артельное. Тяжелая физическая работа требовала обильной пищи. По подсчетам видного историка и экономиста академика С. Г. Струмилина (1877-1974), в месячный рацион бурлака входили: 48 кг хлеба, 8 кг мяса, 8 кг рыбы, 100 куриных яиц, 4 литра молока, крупа, овощи. Но иногда довольствовались лишь тюрей - окрошкой из хлеба, лука, постного масла и воды. На берегах реки Шексны на каждой пятой версте (верста равна 1,06 км) в харчевне можно было пообедать и выпить спиртного". Взято:https://iknigi.net/avtor-aleksandr-kozlov/190876-rybinsk-mozaika-bylogo-aleksandr-kozlov/read/page-2.html#sel=22:52,24:1

О бурлаках писал и другой уроженец Вологодчины - Дядя Гиляй - В. А. Гиляровский - в книге "Мои скитания".

Вот так я нашла сведения о бурлаках на Шексне.

Россия, история, Волга, И. Е. Репин, Русский Север, художники, Череповец, Шексна, В. В. Верещагин

Previous post Next post
Up