Отмечаем 80 лет победы в Сталинградской битве. Помню, первая книга, которую я прочитала ещё в детстве об этом событии, была повесть В. Некрасова "В окопах Сталинграда", которая мне очень понравилась. Позже был фильм по ней с В. Сафоновым и И. Смоктуновским. Затем были и другие фильмы, посвящённые Великой отечественной войне, которые я смотрела. И гораздо позже, уже в этом веке, я увидела фильм "Сталинград", снятый на тему Сталинградской битвы немцами.
Фильм "Сталинград" был снят в 1993 году (режиссёр Йозеф Вильсмайер) с Томасом Кречманом в главной роли. Честно говоря, была в шоке: немцы объективно показали то, что происходило в их армии во время Сталинградской битвы! Особенно потрясло то, как изменился менталитет молодых солдат, которые шли на войну. Короче, фильм - потрясающий и его можно посмотреть не один раз. Вот так же мне понравился и так же потряс меня немецкий фильм "Лодка", где истории подводной лодки сочувствуешь, хотя они для тебя враги...
В центре сюжета группа элитного подразделения немецких войск, которых перекинули из теплой Италии, где они лечились и отдыхали после боёв в Африке, в Россию, на Сталинградский фронт. Их пыл, то, как они с радостью бросились в настоящую войну, стал угасать уже по приближению к Сталинграду. Мечты некоторых солдат получить здесь после победы над Россией много гектаров земли на каждого так и останутся утопией.
Начинаются бои в Сталинграде, почти за каждый дом или даже квартиру, в которых элитное подразделение теряет половину личного состава. Становится страшно, но еще более страшно стало тогда, когда они увидели картины того, что натворили на сталинградской земле немецкие солдаты: маленькие дети, женщины, старики, сгоревшие дома, обезумевшие генералы и офицеры, и не видно намёка на предполагаемую победу. Свист пуль и рев "катюш", всё это на фоне голода и холода зимы 1942 года, доводят элитное подразделение до грани безумия. Они попадают в штрафной батальон, где ведут бой против советских танков. Детали, виды танков или немецких гранат и мин, я конечно, не могу анализировать, но на меня произвел впечаление кадр, когда после боя немецкий солдат из этого подразделения бросается к убитому, возможно, к русскому, снимает с него сапоги (или валенки?), надевает на себя и кричит: "рasst!", т. е. "подошли"!
После всего, что они увидели и испытали, после утраты всех идеалов призыв фюрера "стоять до конца" приобретает для них совсем другое, гораздо более страшное значение...И этот конец наступил: оба главных героя замерзают в полях под Сталинрадом, не сдавшихся вместе со всеми и не попав на последний траспортный самолёт с ранеными в Германию, который вылетел 23 января 1943 года.
Кадр из фильма "Сталинград". Бой с советскими танками
И сравнение войны за Францию с войной против России: "Францию мы завоевали за 6 недель...", да, а с Россией им "не повезло"!
Кстати, Т. Кречман снялся и в одноименном фильме Ф. Бондарчука. На вопрос: "Наверное, когда вам на стол лег сценарий под названием "Сталинград", было ощущение дежавю?" - он ответил:
"Сначала мне это показалось просто забавным. Ведь "Сталинград", немецкий фильм, был моей первой работой в карьере, а карьера пока что складывается весьма и весьма удачно. После того фильма я всегда искал роли, которые чем-то похожи. Понимаете, после моего первого фильма все говорили мне: ты так хорошо сыграл! А мне казалось, что это странно, ведь играть мне было очень легко. Позже я понял, что легко было потому, что предметом фильма были простые человеческие чувства, вопросы жизни и смерти. Сами обстоятельства были очень значительными, и для актера это выигрышная ситуация, в которой он может делать что угодно, ведь его герой существует в адских, в нечеловеческих условиях.
Томас Кречман
После того "Сталинграда" было не так много столь же значимых для меня картин. Была парочка, среди которых "Пианист" Полански. И тут мне в руки попадает сценарий фильма Федора. Прекрасный сценарий. Знаете, Федор - жуткий перфекционист. Я совершенно не ожидал такого размаха. Когда я попал на площадку, я был невероятно удивлен увиденным. Она была гигантской, реалистичной, безумно красивой. Огромное количество людей, Максим (Максим Осадчий - Прим. КиноПоиска) - это, наверное, лучший оператор, с которым я когда-либо работал. Грим, костюмы - все было настолько точным! А Федор умудрялся быть повсюду и следить за всем, как будто вмещал в себе десятерых! Я был счастлив поработать с таким умным, душевным и тонко чувствующим режиссером. Поэтому играть снова было очень легко. Как тогда, в моей первой картине".
Фильм Ф. Бондарчука я тоже видела, но речь сегодня не о нём.
А главное - победа, которая досталась нам нелегко, и где потерпела поражение армия фельдмаршала Фридриха Паулюса, сдавшегося вместе со штабом в плен 31 января 1943 года..