За селом поёт гармошка...

Dec 03, 2022 12:48




Борис Кустодиев Гармонист. Деревенская Масленица 1916 г

Сыпь, тальянка, звонко…

Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет,
Ей чужая юность ничего не значит.
Ну, а если значит - проживёт не мучась.
Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

Лейся, песня, пуще, лейся, песня, звяньше.
Всё равно не будет то, что было раньше.
За былую силу, гордость и осанку
Только и осталась песня под тальянку.

Сергей Есенин, 1925
То, что "тальянка" - разновидность гармони, я знала. Но откуда произошло название, узнала только вчера из книги "Череповец. Кольца истории". Авторы пишут:

"Наряду с овсом, льном, маслом, сыром и сапогами довольно известным предметом экспорта из череповецких краёв были гармони. Череповецкие гармоники под названием "черепанки" ещё долгое время славились повсюду, пока их не стали вытеснять немецкие и итальянские ("тальянки"). Не считая уезда, только в Череповце было 3 мастерских по ремонту и производству гармоней, одна из которых впоследствии превратилась стараниями своего хозяина в "Фабрику и склад музыкальных инструментов, швейных машин и велосипедов Д. Н. Крылова". (стр. 23)

Музыкальная энциклопедия сообщает:
Тальянка
(искажение слова "итальянка") - обобщённое нар. название вятских, вологодских, бологоевских и новоржевских видов рус. гармони. В конце 19 в. эти виды гармони в Центральной России стали именовать Т., вероятно, из-за сходства с инструментами, на к-рых играли уличные бродячие иностр. музыканты (гл. обр. итальянцы, в народе - "тальянцы"). Назв. "Т." утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирич. стихов, в к-рых воспевалась эта гармоника. Т. имели клавиатуры, содержащие 1-5 рядов клавиш (вятская - 1 ряд, вологодская - 1-2 ряда, бологоевская и новоржевская - в основном 3-5 рядов). Тембр Т. сочный, т. н. объёмный - у Т. звучали одноврем. 2, иногда 3 (бологоевская, новоржевская), 4 и 5 голосов (вятская, вологодская), настроенных в разных октавах (верхний ряд также в дуодециму). Часто внутри инструмента помещалось спец. акустич. шумовое устройство, усиливавшее звучание. При сжатии и разжиме мехов каждой клавише у бологоевской и новоржевской отвечали разные звуки, у вятской и вологодской - одинаковые. Строй - натуральный мажор; каждый след. ряд многорядной клавиатуры давал звуки в смежной тональности (по кварто-квинтовому кругу). Аккомпанемент: тоника - субдоминанта - доминанта. В нач. 20 в. стали изготовляться Т. с дополнит. параллельным минорным аккордом.

Литература: Мирек А. М., Справочник по гармоникам, (М.), 1968, с. 48, 58; его же, "...И звучит гармоника", М., 1979.

Тальянка пользовалась (и пользуется) широкой популярностью у русских, башкир и татар ("тальян-гармун"), калмыков ("икел"), народов коми ("саратовка гудок"), мордвы.

Есть разночтения: тальянка исконно русского или итальянского прооисхождения? Всё-таки итальянского:
- Да, право! Где всем этим тальянкам до нашей, до русской! Наша русская как полюбит, так и пригреет, и приголубит, и пожалеет, а это все…
Лесков Н. С., Обойдённые, 1865

Век живи, век учись.

Кстати, куда пропал аккордеонист Пётр Дранга? Помните такого? Что-то я не вижу его в телевизоре, может быть потому, что редко смотрю его?



* * *
Хочется зимы, чтоб в мире этом
Стало всё хоть капельку белей.
Пусть снежинки полетят по свету,
Радость принося в сердца людей…

(Ирина Самарина-Лабиринт)

интересные факты, Россия, зима, традиции, зимние иллюстрации, Италия, #зимавместе, Череповец, музыка

Previous post Next post
Up