"Ангел за моим столом"

Mar 18, 2022 15:30




Постер к фильму

Давным-давно я посмотрела фильм Джейн Кэмпион "Ангел за моим столом" (1991), а недавно пересмотрела его в Интернете. Позже я видела фильм этого же режиссёра "Пианино" (1993), хотя признаюсь честно, имя "Джейн Кэмпион" в те далёкие времена мне ничего не говорило. Гораздо больше я знала о своих режиссёрах, а также о французских, американских и даже польских режиссёрах и артистах, так как польское кино какое-то время тому назад было очень популярно в нашей стране (вспомните только "Лекарство от любви", "Гангстеры и филантропы", "Как быть любимой", "Пан Володыевский", "Пепел и алмаз" и многие, многие другие).

Позже я узнала, что Джейн Кэмпион родилась 30 апреля 1954 года в Новой Зеландии, в Веллингтоне. Она окончила Австралийскую школу кино, телевидения и радио. На ее счету было несколько наград за ряд короткометражных фильмов, после которых она сняла "Sweetie" (1989). За этим фильмом последовал "Ангел у моего стола" (1990), но подлинный триумф ожидал режиссера и сценариста после выхода на экраны мира драматической ленты "Пианино" (1993). А я одно время очень увлекалась австралийским кино (у меня даже есть пост о нём), особенно потому, что телевидение транслировало у нас австралийский сериал "Морская полиция".

Фильм Джейн Кэмпион "Ангел за моим столом" потряс меня. Он снят по автобиографическим произведениям новозеландской писательницы Дженет Фрейм. Писательница росла робким, застенчивым ребенком, у которого рано проявились писательские способности. Но она трагическим образом оказалась в психбольнице из-за депрессии. Там она пробыла 8 лет из-за ошибочно поставленного диагноза "шизофрения" и испытала на себе все методы лечения, вплоть до электрошока (процедура была повторена около 200 раз!). Но всё же она не сломилась. Её жизнь - это невероятно трогательная история борьбы за самореализацию и возвращение к нормальной жизни, тем более что она основана на реальной истории.

Если я скажу, что история Дженет Фрейм поразила меня, то, пожалуй, я буду неискренна. Я даже чувствовала себя опустошённой. Я понимаю,  что кинематограф способен потрясти. Однажды я была потрясена также после просмотра фильмов "Человек с тысячью лиц" и "Замужество Марии Браун".



С творчеством Дженет Фрейм я абсолютно не знакома. Но благодаря фильму Джейн Кэмпион я узнала о невероятной судьбе этой писательницы. В фильме я увидела сказочные, экзотические просторы Новой Зеландии, узнала о школе Новой Зеландии того времени, о жизни детей и подростков, вместе с Дженет я на пароходе пересекла океан, чтобы ненадолго остановиться в мрачном Лондоне, всего на день - в Париже, затем в солнечной и расслабленной Испании, в комнате с видом на море.

О фильме:
“Ангел за моим столом” (An Angel at My Table)
Новая Зеландия при участии Австралии и Великобритании. 1990. 158 минут (киновариант).
Режиссёр Джейн Кэмпион
Автор сценария Лора Джонс  по автобиографическим книгам “К ос-трову” (To the Is-Land), “Ангел за моим столом” (An Angel at My Table) и “Посланница из города зеркал” (The Envoy from Mirror City) Дженет Фрейм.
Оператор Стюарт Драйбёрг , главный художник Грант Мейджор, художник Джекки Гилмор.
Композитор Дон МакГлэшан. Использована также музыка Франца Шуберта и Петра Чайковского.

В ролях: Керри Фокс (взрослая Дженет), Алексия Киог, Карен Фергюссон, Айрис Чёрн, Джесси Мьюн, Мартин Сэндерсон,  Кевин Дж. Уилсон, Франческа Коллинз , Мелина Бёрнеккер, Марк Томсон, Бренда Кендалл.

Премии: Большой специальный приз жюри и премия экуменического жюри на МКФ в Венеции, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Торонто, премия за женскую роль на МКФ в Вальядолиде, 6 новозеландских кинопремий - за фильм, режиссуру, сценарий, операторскую работу, главную женскую роль (Керри Фокс) и второплановую роль (Мартин Сэндерсон), приз “Независимый дух” за лучшую иностранную ленту в США по итогам 1991 года

Первоначально выпущенный как телевизионный мини-сериал, фильм, как и автобиографии Фрейм, разделен на три части, главную роль в которых играют три актрисы, изображающие Фрейм на разных этапах ее жизни: Алексия Кеог (ребенок), Карен Фергюссон (подросток) и Керри Фокс (взрослая). Фильм рассказывает о том, как она росла в бедной семье, о годах, проведенных в психиатрической лечебнице, и о том, как она писала спустя годы после побега из больницы.



Дженет с копной рыжих волос -  одна такая в своей большой семье,  как символ непосредственности, отчужденности и социальной разобщенности с окружающим миром. Малышка Дженет искренняя и непосредственная девочка, поэтому ей часто попадает. К тому же она толстенькая, рыжая и застенчивая, что звучит практически как приговор популярности среди ровесников. Она пытается купить любовь сверстников и признание одноклассников, но тут же приходит возмездие. Отец у Дженет строгий, чуть что - впадает в бешенство, но Дженет - его любимица.

Детская застенчивость не является для человека большой проблемой, но быть застенчивым взрослым - целая проблема, и она может стоить даже жизни, если не посчастливилось жить в эпоху процедур электрошока.

Но чудеса случаются. Дженет удаётся спастись, она даже получает грант на поездку в Европу как награду за первые изданные произведения. И она воспользовалась этим шансом.

Самый запоминающийся момент (и переломный не только в фильме, но и в творчестве самой Фрейм) - разговор с лондонским психологом:

"- Если вам говорят - идите повеселитесь, а вы не хотите, - не делайте этого!

Вам могут ставить диагнозы, определять вас и раскладывать по полочкам, выявлять ваши мнимые болезни, все потому - что так проще. А что, если депрессия - не депрессия, шизофрения не у вас в голове, а у тех, кто так думает?

Но самое страшное случается тогда, когда всем тем удается изменить вас, тем самым убив в вас волшебство и непосредственность, здоровую и вполне нормальную уникальность - ваш собственный мир. Вас".



С Дженет не произошло ничего подобного. Её не удалось изменить и убить морально. Ее жизнь и ее опыт дарят надежду и силы, что всё возможно. Что всё будет хорошо.



Еще раз удивляюсь таланту Джейн Кэмпион, тем, с какой любовью и простотой рассказывает истории об очень непростых женщинах, потрясающих окружающее их пространство своим взглядом на жизнь.

Я однозначно рекомендую смотреть этот фильм. Пусть вас не пугает его продолжительность: ведь фильм можно посмотреть за два (или три) приёма.

И ответить на вопрос: почему "ангел за моим столом"? Наверное, потому, что её жизнь проходит за письменным столом, за которым она пишет свои произведения? А не "за моим плечом"?

#10фильмов, рецензия на фильм, кино, ангелы, Австралия

Previous post Next post
Up